Компания ТНК-ВР ищет механизмы повышения эффективности адресной помощи сельхозпроизводителям.

Итак, Россия присоединилась к ВТО. Для многих отечественных производителей, особенно на селе, этот день стал воплощением их худших ожиданий. Общеизвестно, что сельское хозяйство России без поддержки государства неконкурентоспособно на мировом рынке. И вполне понятно, что многие фермеры сейчас задают себе вопрос: что же будет теперь, когда Россия входит в организацию, членство в которой требует отказа от политики протекционизма или, иными словами, снятия экономических барьеров для импортных товаров.

Но так ли уж все мрачно выглядит в действительности?

Итак, обо всем по порядку. Россия вела долгие переговоры по этому вопросу, и наши дипломаты добились оптимальных условий для вступления.Членство в ВТО отнюдь не означает отказ государства помогать оте­чественному производителю. Без государственной поддержки сельское хозяйство практически любой развитой страны обречено. Поэтому надо в короткий срок поднять уровень нашего сельхозпроизводства до мирового, продвигая на международном рынке лучшее, что сделано на Дону.

Таким образом, механизмы дотирования сельского хозяйства не исчезнут вовсе после вступления в ВТО, но они существенно изменятся. Главная задача — сделать эти механизмы более эффективными. Вот почему планируется изменить механизм отпуска ГСМ сельхозпроизводителям, перейдя к прямому субсидированию фермерских хозяйств. Это позволит сделать поставки более прозрачными, тем самым упразднив главный «минус» действующей системы.  

Не секрет, что до сих пор отпуск топлива по льготным ценам в период весенне-осенней страды нередко порождал немало вопросов. Подчас ситуация попадала в разряд скандальных. Например, в мае стало известно, что аграриям Омской области некие таинственные «бизнесмены» предлагали подавать заявки на получение льготного топлива с намеренно завышенными объемами. Неудивительная расторопность, если учесть, что разница между рыночной и льготной ценой тонны топлива достигает 10 тысяч рублей. Увы, но мошенники подобного рода действуют не только в Сибири.

Полная прозрачность и контроль на всех стадиях поставки топлива от НПЗ до конкретного потребителя на селе — наиболее эффективный способ избежать таких ситуаций. Поддержку должны получать сельхозтоваропроизводители, а не спекулянты. Здесь показателен пример взаимодействия ТНК-ВР с департаментами сельского хозяйства в тех аграрных регионах, куда компания отгружает льготное топливо (а их ни много ни мало 10). Сейчас компания и местные власти завершают подписание соглашений о сотрудничестве, в которых отдельно прописаны пункты, касающиеся совместного контроля за поставками льготного топлива. Ведь обе стороны заинтересованы, чтобы оно направлялось именно на поддержку села. Так, согласно этим документам покупатель обязуется использовать нефтепродукты, приобретенные по льготным ценам (а льгота существенная — 20 процентов от рыночной цены), только в целях проведения комплекса сельскохозяйственных механизированных работ в полевых условиях. Запрещается передача приобретенных нефтепродуктов третьим лицам, а также хранение приобретенных нефтепродуктов в емкостях АЗК/АЗС. Поставщик вправе осуществлять проверки выполнения покупателем данных условий. И в том случае, если окажется, что покупатель условий не выполняет, поставщик может не только расторгнуть договор и прекратить поставки нефтепродуктов в адрес покупателя, но и произвести перерасчет стоимости уже поставленных нефтепродуктов. Региональные власти, со своей стороны, готовы предоставлять списки конкретных сельхозпроизводителей с указанием площадей обрабатываемых земель и требуемых объемов топлива, чтобы исключить возможность использования серых схем в ходе реализации соглашений.

Объясняя последовательную позицию компании, первый заместитель Исполнительного вице-президента ТНК-ВР по переработке и торговле Амир Фейзуллин заявил:

— Мы понимаем, что для некоторых бизнесменов и руководителей велик соблазн решить собственные вопросы за счет «льготных» ресурсов. Но должны подчеркнуть, как делали это неоднократно и ранее на протяжении многих лет, — топливо по льготным ценам отпускается для решения, в первую очередь, государственных задач. Это — помощь селу и обеспечение продовольственной безопасности государства. И мы готовы, если того потребует ситуация, пойти на усиление контрольных мер. Наша общая задача — исключить возможность спекуляции льготным топливом. В этом вопросе мы находим полное понимание с органами власти регионов.

Следует отметить, что в отдельных регионах — как, например, в Саратовской области — ТНК-ВР обеспечивает снабжение селян ГСМ по льготным ценам на протяжении многих лет, фактически — с момента своего появления в регионе. В целом по стране только в июле — сентябре этого года предприятия ТНК-ВР поставят сельхозпроизводителям 254 тыс. тонн дизельного топлива и 5,7 тыс. тонн автобензина по льготным ценам. Кроме Саратовской области, которая получит 75 тысяч тонн дизтоплива, поддержка распространяется на сельское хозяйство Калужской, Костромской, Курской, Ростовской, Рязанской, Волгоградской, Тульской, Ярославской областей и Республики Карелия.

Так что оставлять производителей сельхозпродукции «один на один» с рынком никто не собирается. Но эффективность этой помощи зависит от совместных усилий тех, кто помощь предоставляет, и тех, к кому эта помощь адресована.