После публикации в ростовской областной газете «Наше время» моего материала «Луна и Царь-ракета» меня разыскали работники ОАО «Кузнецов» из Самары и рассказали о судьбе ракетно-космического лунного комплекса Н1-ЛЗ. Конечно, она была далеко не радостной после закрытия в 1974 году работ по этой теме. Но в процессе ее разработки было совершено огромное количество технических открытий, изобретений, созданы уникальные технологические процессы. И это несмотря на неудачный общий принцип построения лунного комплекса.

Тогда же по решению правительства НПО «Энергия» возглавил В.П. Глушко. У Валентина Петровича был свой подход к развитию ракетно-космической техники в СССР. Им было инициировано создание вместо Н1-ЛЗ комплекса американского типа «ракета плюс космический челнок (многократного использования возвращаемый на Землю космический самолет)». Для самарского ОАО «Кузнецов» настали непростые времена, так как созданные им ракетные двигатели для Н1-ЛЗ не получили признания у В.П. Глушко.

Вскоре настали перестроечные времена. Ракетно-космическая отрасль бывшего СССР оказалась на грани катастрофы. Перед главными конструкторами (теперь уже ставшими Генеральными) встала неприятная проблема – где найти деньги, чтобы оплатить труд ракетостроителей.

Американцы – ушлые ребята. Они тут же «учуяли», где можно поживиться. В городе Даллес (штат Вирджиния) возникла частная компания Orbital Science Corporation, которая решила заниматься осуществлением запусков космических аппаратов. Она заключила контракт с НАСА для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС) на сумму в 1,9 миллиарда долларов. Деньги получили, но зачем развивать с нуля ракетно-космическое производство, если можно закупить все самое современное у гибнувших ракетных организаций развалившегося СССР!

Вот так «по дешевке» были куплены в Самаре ракетные двигатели НК-33 (предназначавшиеся для первой ступени Н1-ЛЗ), в Днепропетровске – первая ступень ракеты «Зенит», в Харькове была спроектирована для американцев система управления ракетным топливом. И Самара, и Днепропетровск, и Харьков готовы были создать для американской частной компании ракету полностью, а американские «частные предприниматели» готовы были пойти на эту сделку и получить из рук проголодавшихся бывших советских ракетостроителей новейшее ракетно-космическое «изделие». Но вмешалось американское законодательство: изделие считается американским, если оно создано на 51% из американских материалов и узлов. Пришлось предпринимателям из частной компании Orbital Science Corporation поискать в США фирму, способную спроектировать вторую ступень ракетного гиганта.

Ракета получила название «Антарес». Ее высота 40 метров, диаметр 3,9 метра. Самарский двигатель НК-33 ОАО «Кузнецов» был переименован американцами в AJ-26, потому что, по их словам, они его модифицировали.

В штате Вирджиния на острове Уоленс был выстроен для «Антареса» старт. 21 апреля 2013 года небо США было разрезано новейшей ракетой, созданной российскими и украинскими ракетостроителями и американскими частными компаниями за деньги НАСА.

«Антарес» доставил на орбиту (250-300 километров от Земли) имитатор полезного груза, в принципе предназначавшегося для Международной космической станции (МКС).

Рады в Самаре, Днепропетровске, Харькове. В этих городах жители получили плату за проделанную работу. Им предстоит обеспечить на осень еще несколько запланированных испытательных запусков ракетно-космического комплекса «Антарес» во славу американских предпринимателей и государства США!

Американские бизнесмены не смогли бы достигнуть этого успеха, если бы не одно «но». Ведь он был построен на неудачах советской лунной Царь-ракеты, на развале СССР, на трудностях ракетостроителей в Днепропетровске и Харькове.

Из Самары мне сообщили: перебиваемся с хлеба на воду. Спасают запуски ракеты-носителя «Союз-2.1.в». На нем тоже используются двигатели НК-33, разработанные в свое время для Царь-ракеты Н1-ЛЗ. Но эти запуски немногочисленны.

Об авторе: Станислав АВЕРКОВ, ветеран ракетостроения