«Не будет воды – в зону рискованного земледелия придет пустыня» – этот тезис стал главным в разговоре за круглым столом на тему «Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования в сфере мелиорации. Пути решения». Он прошел в Пролетарске по инициативе комитета Законодательного собрания Ростовской области по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества.

На сегодняшний день на уровне Федерации не приняты правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их сохранению. Это затрудняет проведение соответствующих работ.
Диалог собравшиеся начали еще в полях – на землях ООО «Энергия», где на орошаемых землях выращивают до 800 тонн лука и более 10 тысяч тонн картофеля. Урожайность риса здесь – 40 центнеров с гектара, зерновых на орошаемых землях получают до 70 центнеров с гектара, а в удачные годы – и более, тогда как без орошения потолок – 40 центнеров с гектара.

– Мы построили несколько картофелехранилищ, приобретаем дорогостоящее оборудование для уборки и подготовки картофеля к хранению, вкладываем средства в поливальную технику, – рассказал депутатам ЗС, коллегам, главам администраций районов руководитель ООО «Энергия» Владимир БУХТИЯРОВ.

Деятельность «Энергии» – это не только полная иллюстрация ко всем плюсам орошения, к сожалению, и к его серьезным проблемам.

На самом заседании развернулась бурная дискуссия.

Заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике Вячеслав ВАСИЛЕНКО отметил, что для устойчивого развития необходима модернизация всего мелиоративного комплекса. Только так можно добиться повышения эффективности использования орошаемых земель.

– Именно вода, которая пришла по большому Донскому оросительному каналу, дала толчок развитию растениеводства Пролетарского, Мартыновского, Волгодонского районов, – подчеркнул Вячеслав Николаевич. – И наличие государственной системы орошения, с использованием водных запасов Дона и Цимлянского водохранилища, – это мощная база.

В июле прошлого года депутаты Законодательного собрания единогласно проголосовали за обращение донского парламента к Правительству Российской Федерации с предложением по разработке государственной программы Российской Федерации по оздоровлению бассейна реки Дон с ее притоками и Цимлянским водохранилищем. Из-за норм, заложенных в ФЗ «О мелиорации земель», значительная часть которых не имеет прямого действия, нет возможности эффективно использовать даже те земли, на которых проводятся или уже проведены работы по их коренному улучшению. При этом не приняты подзаконные акты, призванные наполнить закон конкретикой. В законодательстве имеются многочисленные пробелы и противоречия.

– Мы не знаем, какие тарифы будут на электроэнергию в нынешнем году. Предполагают, что они могут вырасти чуть ли не на 30 процентов. Нет информации и о том, какой объем воды получим, а главное – когда перекроют «кран». Потому как регулируется подача воды в зависимости от потребностей судоходства. Но тогда как посчитать, сколько сеять риса, сколько – картофеля? А еще мы платим за то, что загрязняем воду, тогда как от нас она зачастую выходит чище, чем поступает. Потому что имеет место достаточно сильное фоновое загрязнение, – высказал все наболевшее заслуженный мелиоратор РФ Василий БУХТИЯРОВ. – Получается, что мы стоим в конце цепочки и во всех бедах – крайние.

Его поддержал временно исполняющий обязанности директора федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области» Дмитрий Берлизов. И предложил выйти с законодательной инициативой: освободить сельхозтоваропроизводителей и эксплуатирующие оросительные системы организации от согласования своей деятельности и уплаты средств на возмещение потерь рыбному хозяйству по принципу освобождения, от платы за воду из источников для гидромелиорации земель, как это прописано в Водном Кодексе.

В течение недели наиболее рациональные предложения, высказанные в ходе обсуждения, будут оформлены в перечень рекомендаций для органов власти.