Мы получили письмо из Региональной службы по тарифам, где, кроме подписи руководителя, стояло еще пять фамилий тех, кто письмо готовил. Это был ответ на публикации материалов в газете о росте коммунальных платежей в этом году.

В письме написано: «Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее РСТ), ознакомившись с публикациями в газете «Наше время» от 16.03.2010 под заголовком «Десять дней, которые потрясут?» и от 31.03.2010 под заголовком «Такими вещами не шутят», считает необходимым прокомментировать следующие затронутые в статьях вопросы… Проведен анализ размера платы граждан за коммунальные услуги.., который показал, что по всем муниципальным образованиям Ростовской области не превышены установленные РСТ на 2010 год максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги».

Такой вывод не совпадает с откликами на публикации наших читателей на сайте газеты www.nvgazeta.ru. Вот за подписью Багира написано: «Все это было бы смешно… Для кого разыгрываются эти президентские телеспектакли? Сегодня принесли квитанции на оплату услуг ЖКХ. СУММА УДВОИЛАСЬ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ!!!». Правда, здесь не указано, из какого региона наш читатель. Зато следующая запись, которую оставил Геннадий Геннадьевич Окуневич, указывает город: «На заседании Комиссии по ЖКХ в марте 2010 г. зам.мэра г.Батайска М. Чернобаев пояснил, что в среднем тарифы завышены на 40­50%».

Да и в самом письме РСТ, казалось бы, есть противоречия. Утверждается, что размер платы граждан за коммунальные услуги не превышен, а далее написано: «Вместе с тем, по муниципальным образованиям Гуково и Новошахтинск… предельные индексы… составляют 129,6 процентов и 130,6 соответственно (выше 125 процентов), что связано с …переходом на 100­процентную оплату населением услуг ЖКХ».

Да и не все управляющие компании за услуги отопления берут равномерную плату в течение всего года. «По результатам рассмотрения обращений граждан, в адрес организаций, допустивших подобные нарушения, РСТ выданы и выдаются предписания о прекращении нарушений. Лица, не выполнившие предписания РСТ, привлекаются к административной ответственности. Как правило, это штрафы. Однако считаю необходимым подчеркнуть, что уже имеется прецедент принятия судебного решения о дисквалификации председателя одного из ТСЖ города Ростова­на­Дону на 7 месяцев».

Судя по этому, нарушения все­таки есть. Только граждане их понимают неправильно.

«Считаем необходимым подчеркнуть, что жалобы граждан в большинстве случаев поступают не на величины тарифов, а на тот размер платы за коммунальные услуги, который они, граждане, видят у себя в квитанциях».

То есть с тарифами все в порядке, а растет размер платы. Но граждане готовы тарифы называть по­другому, лишь бы платить было меньше. А как тогда понять цифры, приведенные в таблице того же письма, где рост тарифа для населения по водоснабжению Батайска составляет 32,91%, а в материале «Десять дней, которые потрясут?» в расчетах одной батайской семьи с апреля цена на газ повышается на 44,95%?

Вот, чтобы со всем этим разобраться, я и попытался выяснить истину, связываясь с исполнителями, готовившими письмо в редакцию. Начал с водоснабжения.

— В части услуг водоснабжения у нас в службе три управления, — любезно пояснила мне сотрудник РСТ Людмила Васильевна Димитришина. — Мы не занимаемся расчетом и контролем  размерами платы граждан. Мы конкретно занимаемся установлением тарифов для организаций коммунального комплекса. Размерами платы граждан занимается другой сектор.

Но дозвониться в течение нескольких дней до начальника «другого сектора» не удалось. «Она  как бы здесь, но у начальства». Тогда решил позвонить Марине Васильевне Носик, чья фамилия стоит первой в списке готовивших в редакцию письмо.

— У нас по регламенту нашей службы вести разговоры и все общения с прессой имеет право только помощник руководителя, — четко ответила Марина Васильевна.

— Но в письме есть цифры, вы можете их пояснить? — попытался я настаивать.

— Вот никаких комментариев, кроме того, что там написано. Я никаких комментариев давать не могу. У нас такая позиция в службе, — закончила разговор Марина Васильевна.

Дозвониться до помощника руководителя, который имеет право общаться с прессой, было еще сложнее, чем до начальника другого сектора. Оттуда или шли сигналы «занято», или никто не отвечал. Но автору все­таки удалось получить кое­какую информацию, несмотря на «секретную» позицию в службе.

Главное, подтверждаются строки письма: «…Правовая неосведомленность населения, и, кроме того, отсутствие взаимодействия с управляющими организациями и органами местного самоуправления в решении возникающих вопросов приводит к невозможности самостоятельной оценки населением правильности произведенных расчетов за коммунальные и жилищные услуги…».

Не умеет считать население!

«В статье «Десять дней, которые потрясут?» автор ссылается на расчеты одной батайской семьи, в соответствии с которыми плата за газ, с учетом будущего апрельского повышения, повысится по сравнению с прошлым годом на 44, 95%. РСТ считает необходимым отметить,..  как Правительство Российской Федерации, так и РСТ приводит сравнение установленных на 2010 год тарифов к тарифам, действовавшим на КОНЕЦ (выделено мной — А.К.) 2009 года».

А население­то этого не знает! Вот и в батайской семье помнят, что в январе 2009 года тариф за газ составлял 2271 рубль, а в апреле нынешнего — 3290. Вот и получается 44,95%. А нужно считать постепенно. Январскую цену за газ в 2010 году нужно сравнивать с декабрем 2009­го, а там повышение составляет всего 6,75%. А апрельскую цену этого года нужно сравнивать с мартовской ценой — повышение на 11,25%.

Во времена дефицита продуктов был такой анекдот:

Приходит старушка в магазин, смотрит на пустые прилавки и говорит:

— Мне бы, сынок, немного маслица сливочного.

— Нету, — отвечает продавец.

— А сыру какого-­нибудь?

— Нет.

— А колбаски?

— Ну, у тебя, бабка, и память!..

Вот так и у нас. С памятью должно быть похуже. И не сравнивать цифры оплаты с теми, что помним, а сравнивать только с предыдущими. Тогда нынешние цифры будут казаться маленькими­маленькими.

А вот как нужно рассматривать цифру роста тарифа по водоснабжению Батайска 32, 91%. Там ведь еще есть графа водоотведение, где рост всего 13,70. Все это нужно рассматривать в совокупности, учитывая и отопление, и газоснабжение, и т.д. и т.п., тогда у вас, может быть, получится «Предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, соответствующие средним (преобладающим) условиям по муниципальному образованию «город Батайск», установлен РСТ от 15.10.2009 №12/1 в размере 118,7%».

В Батайске была создана комиссия, которая занималась вопросами «устранения причин начислений некорректных размеров платы, побуждающих к многочисленным обращениям жителей». И председатель комиссии, первый заместитель главы администрации Батайска А.Шустов сообщает: «Тарифы на все коммунальные ресурсы, установленные соответствующими органами исполнительной власти, применялись правомерно и обоснованно. Фактов завышения тарифов не установлено».

Хотя, «…по предложению комиссии мэром города направлено письмо руководителю Региональной службы по тарифам Ростовской области о рассмотрении ситуации по существенному превышению тарифов для населения города Батайска к тарифам для населения Ростова-­на-­Дону по водоснабжению, водоотведению и тепловой энергии, которая порождает многочисленные обращения граждан города Батайска».

А может, эти граждане просто считать не умеют?