Более чем актуальной теме тарифов на услуги ЖКХ была посвящена прошедшая на днях в Ростове встреча за «круглым столом». Ее участники — руководители ряда областных министерств и ведомств, парламентарии, руководители общественных организаций Дона, представители бизнес-структур, работающих в системе ЖКХ.

После того, как в начале февраля граждане получили неподъемные счета за услуги ЖКХ с учетом неких «корректировок» и «поправочных коэффициентов», в ситуацию пришлось вмешаться федеральным властям. Но ключ решения проблемы находится в регионах. Оттого и стала ростовская встреча за «круглым столом» не просто обменом мнениями «по поводу». Ее участники явно стремились к поиску решений в виде конкретных рекомендаций всем вовлеченным в проблему сторонам с целью совершенствования тарифной политики.

По информации министра ЖКХ области Александра Кобзаря, на Дону в настоящее время полностью соблюдается установленный Федеральной службой по тарифам предельный уровень увеличения тарифов не более чем на 25%. В двух городах области — Новошахтинске и Гуково, где этот предел оказался превышен, жителям их невольные затраты будут компенсированы.С таким предложением губернатор области Владимир Чуб вышел на заседание донского Законодательного собрания, и депутаты единогласно  его поддержали.

Однако, как случилось, что рост коммунальных тарифов вдруг принял лавинообразный характер? Как это вообще стало возможным? По мнению участников встречи, динамика роста размера платы за услуги  ЖКХ зависит от целого ряда факторов. Свою роль здесь играют и особенности договорных отношений между непосредственным поставщиком коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.

Серьезно нарушила работу всего механизма оплаты предпринятая волевым порядком одномоментная ликвидация так называемого «перекрестного субсидирования». Спору нет: положение, при котором предприятия брали на себя часть тарифной нагрузки на граждан, серьезно тормозило развитие экономики. Однако при резкой отмене «перекрестного субсидирования» забуксовала уже социальная сфера. Далеко не везде переход на стопроцентную оплату населением услуг ЖКХ прошел безболезненно. В ряде мест власти пришлось сделать шаг назад, сохранив рудименты прежнего порядка. Что автоматически повлекло сокращение, а то и вовсе прекращение финансирования капитальных ремонтов и процесса расселения граждан из аварийного  и ветхого жилья.

Как известно, с начала года право устанавливать тарифы на электричество, газ и тепло было возвращено регионам. А размер платы за холодную воду, канализацию и вывоз мусора вообще устанавливают теперь муниципалитеты. Ожидалось, что подобная схема стимулирует долгосрочное инвестирование в ЖКХ. Однако реальность от задуманного несколько отличается.

В частности, население раздражает непрозрачность процесса формирования и принятия тарифов. Люди не могут понять, почему за одинаковую услугу, причем не всегда качественную, жители соседних домов платят суммы, разнящиеся порой на треть и более. Обоснованные вопросы жителей многоквартирных домов вызывает порядок нормирования потребления услуг. А уж введение так называемых повышающих коэффициентов с целью покрыть разницу между суммарным показанием квартирных и общедомового приборов учета вообще вызывает бурю эмоций. На управляющие компании сыплются упреки в отсутствии стремления навести порядок с учетом услуг, в нежелании работать с каждым конкретным потребителем. Ведь причинами перерасхода воды и электроэнергии  в числе прочего может быть и элементарное их воровство жильцами отдельных квартир. Кто это может наверняка выяснить, если не управляющие компании?

Очевидно, что в сложившейся ситуации вопрос установки в многоквартирных домах общих и индивидуальных счетчиков, что называется, перезрел. И чем дольше он не будет решаться, тем более сильный удар будет наноситься по социальной справедливости. В конце концов граждане должны  платить только за реальное количество потребленных услуг ЖКХ. А наличие в доме приборов учета поможет дать обоснованный  ответ на вопрос,  кто должен оплачивать потери при поставке воды, тепла и электроэнергии.

Реалистичная и эффективная система ресурсосбережения — одно из необходимых условий создания прозрачности в работе поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Другое условие — введение для них процедуры публичных отчетов за расходование средств, заложенных при формировании тарифов на такую статью, как инвестиционные вложения.

По мнению  участников встречи, ответы на поставленные вопросы помогут нашим муниципалитетам и коммунальному хозяйству добиться, в конце концов, ситуации, при которой рост тарифов будет соразмерен только уровню инфляции. Но в любом случае, считает председатель донского Законодательного собрания Виктор Дерябкин, первый шаг необходимо сделать уже сегодня:

— Вся информация по изменениям в тарифах должна быть открыта для населения, а корректировки — обоснованы…