Сбор оплаты за жилищно­коммунальные услуги в Ростовской области составляет 90­-92%, что куда выше среднестатистического уровня по стране. Почему же тогда донские жители в долгах как в шелках? Платят-­платят, а задолжали более 4 миллиардов рублей за ЖКУ.

Да еще и увеличили на четверть данную сумму с начала этого года, уже в первом полугодии поставив под угрозу подготовку к отопительному сезону. И, главное, как от этих долгов побыстрее избавиться? Ответы на эти вопросы искали на заседании рабочей комиссии по реформированию ЖКХ РО.

Особенно тяжелой выглядит ситуация в Таганроге, Ростове-­на­-Дону, Донецке, Новочеркасске, Азове, Каменске-­Шахтинском и в Красносулинском, Цимлянском, Октябрьском районах. Почти половина всех долгов — на коммунальных предприятиях области. Среди них «лидирует» МУП «ЖЭУ» Таганрога, задолжав более полумиллиарда рублей. Причем еще в начале мая главе города было поручено принять меры, но графики по погашению долгов муниципального предприятия до сих пор не утверждены. А быстрее всех наращивает долговой груз МУП «Каменсктеплосеть», увеличив задолженность с начала года на 72.7%. В Ростове-­н-а­Дону  крупнейшим должником является МУП «Теплокоммун­энерго».

Из озвученной суммы долга (4 миллиарда) задолженность населения — 57.1%. Как это согласуется с рекордными сборами за ЖКУ с донских жителей? Такой парадокс можно рассмотреть на примере Новочеркасска:

— На протяжении последних двух лет существования управляющих компаний в городе до поставщиков ресурсов, в лучшем случае, доходит лишь половина от объема начисленного, — обрисовал ситуацию министр ЖКХ РО Сергей Сидаш. — Так, в апреле 2011 года МУП «Горводоканал» Новочеркасска начислило управляющим компаниям города 12.6 миллиона рублей, а получило лишь треть от этой суммы. И это — при платежах населению за коммунальные услуги в 90%!

Такая картина — по всей области. Сложившаяся «система расчетов» ставит поставщиков на грань банкротства: не получая денег за поставленную услугу, они не могут расплатиться за ресурсы, потребленные для производства этих услуг. Так, хронически убыточное ростовское «Теплокоммун­энерго» могло бы полностью рассчитаться с «Газпромом» и получить 20-­миллионную прибыль, собери оно наконец от городских управляющих компаний оплату за поставленное еще зимой этого года тепло. На заседании комиссии для решения этой проблемы руководителям городских администраций рекомендовали по возможности закрывать «долговые ямы», особенно муниципальных предприятий, из местных бюджетов и более активно работать с коммунальщиками­должниками по согласованию графиков погашения долгов.

В свою очередь, главы администраций признаются — они не в состоянии повлиять на деятельность управленцев. Тем более, что анализ ситуации показывает: некоторые задолженности возникают из-­за явно криминальных схем. Так, некоторые УК, набрав долгов, пытаются признать себя банкротами. Или же — проводят «реорганизацию»: меняют пару букв в названии и «превращаются» в совершенно другую фирму, сохраняя весь штат сотрудников, но полностью уходя от долгов. Иные просто отказываются платить и, перечисляя раз в пару месяцев на счета 100­-200 рублей, при многомиллионных долгах уходят от ответственности за злостную неуплату. Поэтому мэры городов предложили на областном уровне прописать алгоритм исковой работы с такими управленцами и призвали МВД, ФСБ и прокуратуру более активно возбуждать уголовные дела по отношению к руководству управляющих компаний. В ответ начальник управления по надзору  за соблюдением федерального законодательства прокуратуры РО Татьяна Серебрякова посоветовала городским главам более четко выполнять обязанности по управлению жилищно­коммунальной сферой в рамках своих полномочий.

— «Лже­-бизнесменов» в ЖКХ будем дисквалифицировать, — пообещал замгубернатора Сергей Трифонов, с недавних пор возглавляющий рабочую комиссию по реформированию ЖКХ. — Это касается не только управляющих организаций, но и чиновников.

По выводам членов рабочей группы, основной причиной сложившейся ситуации является непрозрачность механизма работы организаций, задействованных в сфере ЖКХ: как управляющих, так и ресурсоснабжающих. И как следствие — отсутствие контроля за текущей ситуацией со стороны администраций и общественности. 

Между тем губернатор РО Василий Голубев перед коммунальщиками области поставил конкретную задачу: к 1 июля рассчитаться за газ, а долги за тепло, воду и электричество погасить до начала отопительного сезона — до 1 октября текущего года.

Впрочем, кроме «заблудившихся» денежных масс и откровенного воровства, некоторые причины столь крупных долгов в сфере ЖКХ имеют и вполне экономическое обоснование.

Так, по мнению министра промышленности и энергетики РО Сергей Михалева, одна из причин долгов теплоснабжающих коммунальщиков — обязанность ежемесячно оплачивать счета за потребленные топливно­-энергетические ресурсы, тогда как с населения оплата за коммунальные услуги берется по 1/12 с общегодового потребления. Этот бюджетный разрыв ликвидирован недавними изменениями в законодательстве, однако полученные до октября этого года убытки (когда соответствующие изменения вступят в силу) придется погашать уже в 2012­-м. Сократить их главам городов порекомендовали с помощью местных бюджетов.

Резкому росту задолженности за электроэнергию посодействовала ее продажа с начала 2011 года по свободным нерегулируемым ценам — для многих организаций коммунального комплекса такая ценовая политика оказалась плачевной. В сложившейся ситуации эти «перекосы», вероятнее всего, лягут на плечи обычных потребителей: в данный момент региональная служба по тарифам РО рассматривает возможность включения в тарифы коммунальных предприятий этих убытков.