К сожалению, на некоторые вопросы невозможно ответить «в общем», без учета многочисленных деталей, определяющих ту или иную ситуацию. Особенно — в сфере ЖКХ, где отношения между жильцами, управляющими и ресурсоснабжающими организациями устанавливают — в равной степени — Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ряд иных федеральных законов, постановлений правительства РФ и десятки подзаконных актов…

Именно поэтому специалисты министерства ЖКХ Ростовской области сочли нужным уточнить и дополнить ответы нашего постоянного консультанта — юриста Марины Петровны Будницкой, опубликованные 26 июля.

1. Так индивидуальный или общедомовой?

Наши читатели интересовались, правомерны ли действия управляющей компании по расчету размера платы за электроэнергию, исходя из показаний общедомового прибора учета, если в квартире установлен индивидуальный.

Рассматривая эту ситуацию, во-первых, нужно уточнить, кто именно оказывает жителям коммунальные услуги. Если в многоквартирном доме избран способ управления — управляющая организация либо ТСЖ (ЖСК), то они и являются исполнителями коммунальных услуг. Именно они и несут ответственность перед гражданами за качество этих услуг, они же, а не ресурсоснабжающие организации (даже при наличии агентского договора с РСО) отвечают за начисление платы за коммунальные услуги.

Плата за коммунальную услугу по электроснабжению и водоснабжению складывается из индивидуального потребления (по показаниям индивидуального счетчика или, если он отсутствует, — из норматива потребления и количества проживающих в помещении лиц) и общедомового потребления. С введением в сентябре новых типовых квитанций это станет более наглядно: данные платежи должны быть в обязательном порядке разграничены. Не имеющие индивидуальных счетчиков увидят в графе «общедомовое потребление» установленный норматив (как и на индивидуальное потребление).

При оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета (п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.05.2006 №307).

Если у жителей дома не стоят индивидуальные счетчики, то общий объем потребленного ресурса распределяется в порядке, установленном пунктом 21 Правил (по формуле расчета, указанной в пп.1 п.3 приложения №2). А если квартирные счетчики установлены — пропорционально их показаниям по формуле 9 Приложения № 2 к Правилам.

Таким образом, собственники обязаны оплачивать расходы на общедомовое потребление электрической энергии, холодной и горячей воды независимо от наличия индивидуального счетчика электроэнергии.

2. А если счетчика нет?

Аналогичный вопрос читателей по поводу начислений за водоснабжение (управляющая компания ставит суммы за воду больше, чем показатели счетчика в квартире, и ссылается на постановление правительства № 307) имеет свой нюанс: а есть ли в доме общедомовой счетчик?

В случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета холодной воды, выставление управляющей организацией к оплате собственникам объемов воды, потребленной на общедомовые нужды, законно — при условии правильного применения формулы 9 Приложения № 2 к Правилам.

В случае, если в многоквартирном доме общедомовой прибор учета холодной воды не установлен, то, согласно пункту 16 Правил при наличии в помещении индивидуального счетчика, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется по его показаниям.

3. Кто устанавливает тариф на услуги?

Частые жалобы на завышенные «тарифы на услуги ЖКХ» тоже имеют свои особенности. Самая главная: как таковых «услуг ЖКХ» — не существует. Есть коммунальные услуги: это водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение. Их формирование невозможно без участия государства: это контролирует, в первую очередь, региональная служба по тарифам. Если у вас есть подозрения о завышенных счетах — жалуйтесь именно туда.

А вот жилищные услуги — техническое обслуживание и содержание общедомовой собственности — государство не регулирует. Мало того: управляющая организация самостоятельно перечень этих работ и услуг, а также размер платы за содержание и ремонт общего имущества не определяет. Это утверждается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Если такого собрания собственники так и не провели, управляющая организация имеет право использовать тариф, установленный муниципалитетом для обслуживания муниципального фонда.

В целях контроля собственников за действиями управляющей организации рекомендуется четко определить перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, форму отчета управляющей организации перед собственниками об исполнении обязательств по договору, а также избрать совет многоквартирного дома. Дополнительно необходимо определить порядок приемки работ представителем собственников помещений.

Помощь в решении конфликта с управляющей организацией по поводу жилищных услуг жители могут получить в жилищной инспекции.

4. … и к вопросу о субсидиях.

Немаловажное дополнение, на которое просят обратить внимание граждан специалисты министерства ЖКХ РО при изучении вопроса предоставления государственной помощи при оплате коммунальных услуг. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены постановлением правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Согласно данному постановлению, субсидии предоставляются указанным гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов семей. Обращаться нужно в районный отдел соцзащиты.