Оказывается, существует норматив, по которому поездка на автобусе с Западного в центр должна занимать 35 минут. За столько же ростовчанин должен добираться и до Северного. Но сегодня в среднем каждый будний день ростовчане проводят в пробках около трех часов.

Основным показателем, характеризующим условия движения транспорта, является коэффициент загрузки дороги. Колеблется он от нуля до единицы. На сегодняшний день в Ростове коэффициент загрузки дорог составляет 0,8 — предзаторовая или заторовая ситуация.

Какие меры могут разгрузить ростовские улицы, обсудили члены постоянной комиссии Ростовской-на-дону городской Думы по промышленности, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству.

В начале 2012 года из 1000 ростовчан 373 являлись гордыми обладателями личного транспортного средства. Учитывая, что каждый год уровень автомобилизации населения города возрастает на 9 -15%, в 2013 году авто­владельцами будут уже более 400 человек.

Самое логичное решение проблемы — расширение дорог. Но сделать это можно не на всех улицах Ростова. У нас уже были проведены масштабные реконструкции с увеличением ширины дорожного полотна на многих транспортных магистралях города: пр. Стачки, Космонавтов, Ворошиловском, Шолохова и др. Сейчас ведутся работы по улице М. Горького. На очереди реконструкция пр. М. Нагибина.

Что-то мы с вами все планируем, реконструируем, расширяем, количество полос увеличиваем, а город как стоял, так и стоит, — отметил председатель комиссии Роберт Санамов. — Причем большинство заторов образуются именно на перекрестках. Быть может, уже пора подумать о возможности строительства многоуровневых развязок?

— Финансирования не хватает, — ответил заместитель директора департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова Виталий Парфенов. — Что касается загруженности перекрестков, то здесь нами уже предпринят ряд конкретных мер. Шестьдесят два перекрестка оборудованы дополнительными поворотными секциями. Есть у нас в городе и светофоры, которые работают в режиме автоматического контроля интенсивности движения. Например, на Комсомольской площади. Специальные датчики через равные интервалы времени производят замеры количества машин на перекрестках и при необходимости в автоматическом режиме изменяют длительность того или иного сигнала светофора.

Отмена левых поворотов — еще один способ «разгрузки». Из 68 перекрестков в центре города повернуть налево теперь можно только на 23…

Большие надежды специалисты департамента возлагают на интеллектуальную транспортную систему. Она позволяет управлять транспортными потоками в режиме реального времени. Разработка и внедрение ИТС начнется в Ростове уже в следующем году. Благодаря системе можно будет регулировать режим работы светофоров в зависимости от реальной нагрузки на дорогах, контролировать графики движения общественного транспорта и спецтехники и даже информировать ростовчан о свободных местах на парковках города.

Но для начала эти парковки надо еще построить. Ежедневно около 20 тысяч машин стоят «без дела» в центре города, пока их владельцы находятся на рабочих местах. Они занимают не только специально оборудованные для этого карманы, но и полосы движения общественного транспорта, газоны, внутриквартальные проезды. Нередко из-за припаркованных машин по той или иной улице транспорт вынужден двигаться только в один ряд… В этом году благодаря работе департамента в Ростове создано дополнительно 4824 «легальных» парковочных места. «Но это лишь капля в море», — признают сами специалисты. Решение проблемы — создание многоуровневых парковок. Одна на 300-400 мест планируется к строительству на Соборной площади. Восьмиэтажный комплекс на 400 мест вырастет позади бывшего кинотеатра «Россия» в парке им. М. Горького. Архитектурой города сейчас рассматриваются еще девять вариантов расположения парковок в центре Ростова на месте нынешнего аварийного жилого фонда.

— Сколько можно только рассматривать варианты? Почему мы не привлекаем частных инвесторов? Ко мне лично обращались с жалобами предприниматели, что рассмотрение их проектов и предложений по строительству парковок затягивается, — сказал член постоянной комиссии Ростовской-на-дону городской Думы по промышленности, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству Александр Фетисов. — Также нужно активнее бороться с автомобилями, припаркованными в неположенных местах. Во-первых, и проехать можно будет свободнее. Во-вторых, мы теряем собственные деньги — теперь средства от уплаты административных штрафов будут идти в муниципальный бюджет. Давайте будем честными, неправильно припаркованные автомобили у нас редко эвакуируют и еще реже водителям выписывают положенные штрафы. Ситуацию надо менять. Необходимо направить обращение в Управление полиции города, чтобы они активизировали работу в этом направлении? Давайте напишем от имени депутатов.

Сами специалисты департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения предлагают создать муниципальное подразделение — «парковочную полицию». С функциями фото-, видео-фиксации нарушений правил стоянки и выписки штрафов. Депутаты пообещали рассмотреть это предложение на ближайших думских слушаниях.

Еще одна мера по улучшению ситуации на дорогах города — изменение режима движения на одностороннее. Сегодня в Ростове таких улиц уже 105. В нынешнем году односторонними стали ул. Черепахина и Катаева от пер. Приволжского до пр. Буденновского. Решение о переводе этих улиц в новый режим проезда было принято по итогам обсуждения с ростовчанами на форуме городской администрации. Также односторонние теперь ул. Гайдара, пер. Братский от ул. Тургеневской до Береговой, пер. Краевой от ул. Ленина до Врубовой. Сейчас проводится мониторинг транспортных потоков по улицам Нахичевани. В 2013 году некоторые из них также станут односторонними. Какие именно, пока неизвестно. Это зависит от мнения ростовчан.

Еще одно масштабное исследование, которое проводят сейчас сотрудники департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова, — моделирование матрицы транспортных потоков в центре города. В планах у специалистов перевод Ворошиловского моста в режим работы «только на выезд». Чтобы ликвидировать пробки, собирающиеся на проспекте Ворошиловском из-за эффекта «бутылочного горлышка». При помощи матрицы специалисты просчитают возможные последствия этого шага.

Члены комиссии предложили сделать движение по мосту реверсивным, а проезд общественного транспорта вообще запретить: «заодно и центр от маршрутных такси избавим». Сотрудники департамента обещали просчитать и этот вариант.

Что ж, посмотрим, как изменится «режим работы» Ворошиловского моста. Впрочем, скоро его вообще закроют на реконструкцию. Обещают сделать таким же, как Темерницкий, — широким и удобным. Жаль, что и все улицы так нельзя… 

— За последний месяц сотрудниками полиции были составлены более сотни административных протоколов за парковку автомобилей на полосе движения общественного транспорта. Пятьдесят машин были эвакуированы за «нарушение правил остановки или стоянки». Но мы с вами прекрасно понимаем, что это — лишь малая часть от всего количества нарушений. Чтобы наказать всех нерадивых водителей в городе Ростове, сотрудникам ГИБДД пришлось бы только этим и заниматься целыми днями. Даже если бы это было возможно, никаких кардинальных изменений в ситуации на дорогах не произошло. Штрафы за неправильную парковку — смешные от ста до трехсот рублей. Считай, оплатил день пользования цивилизованной парковкой, — прокомментировал начальник Управления МВД РФ по г. Ростову­-на-­Дону полковник полиции Юрий КРАВЧЕНКО.