В Таганроге грязные улицы. Это факт. Стоит пройти небольшому дождю, и машинам нужно ехать на мойку.

Откуда грязь берется? Проблема сложная, она не один год закладывалась, как мина замедленного действия. Тут и непродуманная конструкция дорог, когда земля с обочин ссыпается на проезжую часть, и плохо работающая ливневая канализация, из-за которой дождевой поток превращается в жидкую глинистую кашу. Но есть и другая причина — вполне рукотворная. Землю и глинозем, остатки мусора и мелкий гравий вперемешку с песком заносит в город на колесах грузовой транспорт. Несут отовсюду — со строительных площадок, с грунтовых участков в переулках, с пригородных дорог, наконец, с городской свалки. О ней и пойдет речь.

Странное дело, но, разбираясь в ситуации, возникшей на стыке интересов таганрогской компании «Лемакс», муниципальной власти и организаций, эксплуатирующих дорогу от городской свалки до Николаевского шоссе, я не нашел виноватых. А грязь есть!

О проблеме с этой дорогой руководство предприятия «Лемакс» давно говорило таганрогским властям. На одном ее конце расположены все основные производства «Лемакса». Прежний мэр отделывался обещаниями: потерпите год-другой, а не можете терпеть, делайте сами. «Лемакс» достаточно большой участок и восстановил своими силами. Проводил субботники, насадил газоны по обочинам, нанимал технику для очистки асфальтового покрытия. Такой подход к чистоте и аккуратности — идеология этой компании. Например, за чертой города есть карьер, из которого «Лемакс» для производства кирпича берет глину. Чтобы не тянуть на колесах грузовиков грязь на трассу, предприятие заранее позаботилось, организовало три участка очистки по 300 метров каждый. Грузовики от карьера идут по шлаку, грязь с колес сбивается, и на асфальт машины выезжают с чистыми колесами. «Лемакс» захотел, чтобы и на дороге, ведущей от его заводов мимо городской свалки к Николаевскому шоссе, стало чисто.

Новое руководство города поддержало эту идею, выделило 2,5 миллиона бюджетных средств и запланировало ремонт на четвертый квартал.

ДЭП-18 — подрядчик, выигравший конкурс — начал работы в срок, но вот беда — расчет, что дорогу можно сделать «по минимуму», оказался неверен. Выяснилось: тяжелые 15-тонные грузовики, везущие десятки тонн мусора и земли, сомнут новую дорогу за считанные дни.

Понимая, что необходимо иначе подойти к делу, руководство «Лемакса» добился того, что на объекте прошло выездное заседание технического совета с участием всех заинтересованных сторон, в том числе представителей городской администрации. Подрядчики разработали новую смету, по ней предусматривалось сначала прорыть траншею глубиной 1 метр 10 см, засыпать и утрамбовать песок, щебень, снова уложить бетонные плиты, дать еще слой щебня, и уже после этого положить минимум два слоя асфальта. «Лемакс» на эти работы выделил дополнительно 3,5 миллиона рублей.

Дорога получилась на загляденье — ровная и надежная.

— И вот в воскресенье дорогу сделали, — рассказывает Анатолий Волхов, директор ООО «Лемакс-котельный завод», — а в понедельник я еду на работу и что вижу? На свежем, еще черном асфальте лежит слой грязи! Звоню в МУП «Спецавтохозяйство» (организация, осуществляющая вывоз мусора), директор Александр Ромашов мне отвечает примерно так: «Извините, но нам деваться некуда, необходимо было привезти грунт для отсыпки мусорных отвалов». Нет, я все понимаю — у каждого есть объективные причины. Но согласитесь — обидно!

Тонкость ситуации еще и в том, что с руководством МУП «Спецавтохозяйство» была заранее достигнута договоренность, что машины на осенне-зимний период перейдут на так называемый второй выезд. Для этого необходимо было шлаком отсыпать дорогу по свалке. И «Лемакс» выделил «Спецавтохозяйству» грузовик, чтобы возить шлак. Договорились также, что «Лемакс» передаст две металлические емкости по 60 кубометров каждая, чтобы на территории свалки можно было организовать хранение воды и мойку для выезжающих грузовиков. И вот после всего этого — такой неприятный казус!

Ради объективности следует сказать, что Александр Ромашов принял меры. Выезд со свалки на отремонтированную дорогу немедленно закрыли. Грузовики «Спецавтохозяйства» теперь ходят в объезд. Зато выявилась другая проблема. Совместно с «Лемаксом» эту дорогу эксплуатируют и другие предприятия малого бизнеса. Например, здесь ведет отсыпку участка для строительства предприниматель Артем Багдасарян. На момент подготовки этого материала грузовики с его территории регулярно выезжали на дорогу, вынося на колесах жирные комья грязи. Анатолий Волхов сам отправился в офис Багдасаряна. Ему пообещали, что как только строительство будет закончено, хозяева нового объекта обязательно будут следить за чистотой. Ну а пока, извините, нет возможностей…

На многих строительных площадках города можно найти организации, в которых рассуждают примерно так: мы понимает, чистота необходима, но что мы можем сделать? Что можно сделать, собственным примером показывает «Лемакс». Но энтузиазма одной компании на весь Таганрог не хватит…