Ночью с 11 на 12 января жители верхних этажей дома по ул. Бабушкина, 54а в Таганроге проснулись от капели. Растаявшие за первый в этом году теплый день снежные залежи на крыше не смогли пробиться через замерзшие водостоки и нашли себе более удобный путь: сначала вода просто прозрачной рекой потекла по внешней стороне стены дома, а потом и по внутренней.

Таскали ведрами

— Часов в одиннадцать вечера выходим на кухню — там стоит лужа. Откуда, сначала и не поняли, — вспоминает Алла Воробьева, жительница кв. 46 на пятом этаже. — Начали вытирать, а вода все пребывает!

Вода текла по стенам и окнам, выбивалась через вентиляционный проход и даже через дырку розетки (к счастью, отключенной). Через некоторое время лужи на полу образовались и на четвертом этаже, позже — на третьем… Всю ночь жители всего подъезда вплоть до первого этажа не спали — вычерпывали из кухонь воду. В подъезде вода журчала из дыр интернет-кабелей, стекала по щелям — к утру лужа была уже в тамбуре у входной двери.

Аварийная служба УК «Северное», обслуживающей этот дом, подъехала ближе к обеду следующего дня. На крышу подниматься отказались — при таких погодных условиях это запрещено правилами безопасности.  По словам жителей, рабочие просто посбивали еще висящие на внешней стене сосульки, прорубили топором лед в водосточных трубах (что на их проходимости не особо сказалось). И уехали, а вода так и текла по стене.

К вечеру рухнула одна из водосточных труб, из обломка на уровне третьего этажа по новому пути хлынули потоки —  теперь внешняя стена начала сыреть уже и у второго подъезда. Привычно взмокли углы дома: теперь вытирать лужи пришлось и жителям верхних угловых квартир. И только на следующее утро 13 января остатки воды на крыше сцепил снова подступивший мороз.

Куда кидаться?!

— Вода потекла через край крыши на стену дома еще днем в пятницу, — вспоминает Ирина Трофимова, председатель совета дома по ул. Бабушкина, 54а. — Но в управляющей компании мне ответили, что такими работами не занимаются и помочь ничем не могут.

Уже через несколько часов испуганные жильцы пытались дозвониться до «аварийки» сами, но ночью связаться с сотрудниками управляющей компании не смог никто (это удалось лишь «старшей по дому» Ирине Михайловне уже утром). Не поднимали трубку и на «горячей линии» администрации города, не могли подсказать спасение по телефонам «О1» и «05». Десятки звонков по номерам различных инстанций, и лишь в «аварийке» энергосбыта посоветовали отключить электричество на кухнях и не пользоваться розетками во избежание короткого замыкания.  Жители искренне благодарны и за этот ответ, ведь никаких других они за ту кошмарную ночь просто не получали.

— Ближе к утру я позвонил уже в областное управление МЧС и умолял о помощи — ведь это же настоящее ЧП! — вспоминает Николай Дикун, живущий на третьем этаже. — Можно было ведь поставить прожекторы, пригнать вышку и откачать с крыши воду — техника же у спасателей есть. А мне ответили: «Мы можем вам потом справку дать, что вы к нам обращались».

Единственную реальную помощь жителям оказали их соседи. Узнав о беде, они бросились к жильцам затапливаемых квартир черпать ледяную воду.

— Так получилось, что практически все пострадавшие от стихии — глубоко пожилые люди, ночные бдения с тряпкой для них были слишком серьезным испытанием. Как только я узнала о беде, побежала по квартирам.  Многие из помощников жили в других подъездах, но соседей не бросили, — с гордостью говорит Ирина Михайловна. — Потом от совета дома мы вручили им благодарственные письма и дипломы.

Не тыкай пальцем!

По закону за целостность внешних стен и перекрытий отвечает управляющая компания.  По иронии судьбы, ровно год назад жилищная инспекция Ростовской области уже штрафовала УК «Северное» за забитые водостоки и прохудившуюся крышу — затопления, пусть не в таких масштабах, случались и раньше.

— Да не тычь ты пальцем! — подошедший к подъезду сосед резко одернул моего очередного собеседника, указывающего на криво прикрепленный к своду крыши водосток,  — Сейчас дырку протрешь — опять хлынет!

Крыша дома, которая не уберегла жителей от талой воды, действительно требует особо трепетного подхода. Во время капитального ремонта в 2008 году на нее потратили больше миллиона рублей, но, по словам жильцов, стало только хуже. Под напором жильцов бывший управленец дома МУП «ЖЭУ», при котором в свое время проводился капремонт, летом этого года все-таки вытребовал через суд у  подрядчика капитального ремонта ООО «Альпром-СК»  обязательство исправить все недостатки, но…

— Лично я как председатель совета дома до сих пор не знаю ни номера исполнительного листа, ни фамилии занимающегося контролем за исполнением судебного решения пристава — мне эту информацию просто не дают! — разводит руками Ирина Трофимова. — Сейчас и подрядчик, и спихнувший нас сразу же после капремонта в другую управляющую компанию муниципальный управленец объявили себя банкротами — нам теперь по второму кругу деньги на ремонт собирать?!

В том, что главная причина двухдневного кошмара жильцов — именно крыша, уверен и директор нынешней управляющей компании дома УК «Северное» Станислав Тимошенко. По его словам, даже при нормально действующей системе водоотведения потопа было не избежать — прохудившееся покрытие крыши не выдержало бы скопившегося количества воды. К слову, своей прямой ответственности за произошедшее с себя не снимает:

— Да, получили такое «наследие», но вину берем на себя, — подтвердил он. — Будем или делать ремонт в квартирах, или компенсировать ущерб. И, конечно же, чинить крышу.

Как не допустить?

А вот почему во время ЧП жители не смогли дозвониться до аварийной службы компании, директор УК пояснить не мог: по его словам, особого аврала в тот день не было, контроль за вызовами ведется. обещал разобраться.  Не мешало бы еще и выяснить, почему и другие службы бросили жильцов дома наедине с потоками ледяной воды?

В разговоре с жителями чиновники открыто называют масштабы произошедшего «стихийным бедствием», но почему-то никакой помощи в ликвидации этого бедствия никто оказать жильцам не смог. Может, потому, что просто не знают, как следует поступать в таких ситуациях?

О возможности подобной трагедии жители дома трубили еще накануне: на водосточных трубах и на стене особенно пострадавшего в дальнейшем третьего подъезда гроздьями висели сосульки — и опасно, и кладка разрушается. При городской администрации в то время уже действовал штаб по борьбе с сосульками и наледями, но связаться с ними жителям не удалось. В отделе координации городского хозяйства и вовсе ответили: размораживайте водосточные трубы как хотите.

— Но как это делать, никто не может ответить,— рассказывает Ирина Трофимова. — В понедельник после всех этих событий я подошла к специалистам управления ЖКХ Таганрога и его руководителю и задала этот вопрос. В ответ только беспомощно развели руками и пообещали поискать специалистов, проконсультироваться.

… Между тем жители с ужасом ожидают следующего потепления: очевидно, что талая вода снова пойдет уже проторенной дорогой, а при такой погоде управленцы вряд ли смогут своими силами поставить хотя бы временные «латки» на крыше и фасаде. «Вы хоть узнайте, куда звонить, когда снова по колено в воде окажемся, — просят жители. — Ведь должен быть хоть кто-то, кто сможет нам помочь». 

Кто мог бы помочь ночью в выходной  жителям дома на Бабушкина, 54А?

Звоним в  аварийно­диспетчерскую службу ЖКХ, которая должна координировать работу коммунальщиков (телефон «горячей линии» 05). Нам объясняют: функция службы заключается в фиксации заявления жителей и передаче ее в управляющую организацию и муниципалитет. Это и было сделано.

Следующий шаг — управление защиты от чрезвычайных ситуаций населения (сюда жителей перенаправляли, когда они звонили по 01). Здесь также были в курсе произошедшего, однако тоже разводят руками: непосредственной угрозы жизни, как  и технической возможности в ночное время пробивать водостоки и очищать крышу, не было. Перенаправили снова в управляющую компанию.

Нужная техника — водонасосные бочки и вышки — была у МУП «Аварийно­ремонтная служба ЖКХ» (жители сюда тоже звонили). Однако у управляющей компании дома с МУП не заключен договор, ведь у них своя аварийная служба. «Если бы случилось  серьезное ЧП, мы бы и без договора, конечно, помогли. Но ведь прямой угрозы жизни не было», — откровенно признались нам. И сообщили, что бездоговорную помощь могли бы оказать и по команде учредителя — муниципальной власти.

На номер дежурного по городу (8634) 312­800 жители тоже в ту ночь звонили. Дозвонились  чуть раньше, чем до родных управленцев. Их выслушали, пообещали: «примем меры». На этом дело и закончилось.

Куда еще? Мы задали этот вопрос по «горячей линии» министерства ЖКХ РО (863) 240­13­79, где нас перенаправили в аварийно­диспетчерскую службу Таганрога, откуда снова — в управляющую компанию.  Круг замкнулся…