Президент Владимир Путин, потребовавший остановить рост тарифов в коммунальной сфере, затронул самый больной нерв городского хозяйства. Хотя в области ЖКХ и предпринимались многие реформы, но на моей памяти  еще никто всерьез, до самой глубины, не попытался разобраться в проблеме — а откуда, собственно, происходит рост этих самых тарифов?

Кажется, понятно: лучше всего изучать эту ситуацию на низовом, муниципальном уровне, где, собственно, и происходит формирование окончательных коммунальных цен. Таганрог для этого — вполне приемлемое поле исследования. Город — среднестатистический  с населением под 300 тысяч. Жилой фонд — это сотни многоквартирных домов, которые находятся в ведении десятков управляющих компаний. Газом, горячей и холодной водой, отоплением обеспечивают крупные муниципальные и коммерческие структуры. Система, в сущности, вся на виду, скрыты лишь механизмы формирования цен, неясно движение финансовых потоков. Но и это все — при должной работе налоговых и правоохранительных структур – вполне можно раскрыть и получить реальную картину. Она дала бы ответ на самый больной вопрос: за что платит население и почему расценки именно таковы, какими являются? Да еще и растут каждый год…

В Таганроге уже многие годы система ЖКХ является самой закрытой и непрозрачной. И, кроме того, она как будто специально кем-то запутана так, что к распутыванию этого клубка даже страшно приступать. Кто знает, а вдруг на это и был расчет? Мол, никто и не возьмется за столь неблагодарное дело — разбираться в этом коммунальном бедламе. И действительно — никто не брался, в результате в Таганроге в конце 2011 — начале 2012 года всплыли прямо-таки вопиющие факты финансовых нарушений: неизвестно куда из сферы ЖКХ «ушел» почти целый миллиард рублей. Примечательно, что эта цифра стала достоянием гласности в тот период, когда в городе одна властная команда сменила другую в результате выборов.

В общем, это понятно и традиционно: новая власть, по известному анекдоту, все проблемы обязана «валить» на власть старую. Тонкость в том, что все время заниматься этим приятным делом не получится, надо, наконец, разбираться с «тяжелым наследием». И вот с «наследием» прежних руководителей в ЖКХ разобрались как-то очень легко. Быстро нашли виноватых — и в росте тарифов, и в исчезновении средств. Виноватыми оказались управляющие компании. Слов нет, эти структуры в Таганроге весьма и весьма разношерстны. Сама законодательная база, регламентирующая создание и деятельность УК в сфере жилищно-коммунального хозяйства, до неприличия либеральна. В результате вполне могут организоваться, уже организованы  и даже обслуживают дома компании, которые не имеют ни должной компетенции, ни материально-технической базы, ни совести, в конце концов (хотя это понятие не экономическое). Но утверждать, что во всех коммунальных бедах Таганрога виноваты одни УК — это, в сущности, попытка уйти от реального выявления проблем в городском коммунальном хозяйстве.

Стоит только подойти к этому делу более основательно, сразу сталкиваешься с интересной ситуацией. У каждой структуры в системе таганрогского ЖКХ есть свои «объективные причины»  — и для «оптимизации» цен, и для маскировки финансовых оборотов. Например, некоторые теплоснабжающие организации, контролирующие таганрогские котельные, винят в росте тарифов монополистов, поставляющих ресурсы  — газ, электроэнергию. А с другой стороны — критикуют управляющие компании, которые, по версии ресурсников, плату с населения собирают, но в полной мере не перечисляют. Из-за этого у теплоснабжающих структур возникают проблемы с платежами, и некоторые из них вынуждены даже прекращать подачу горячей воды, как это было с ТСЖ «Содружество», о проблемах которого «НВ» писало еще прошлым летом. В ответ на эти претензии у таганрогских управляющих компаний есть свои, тоже обоснованные претензии. Мол, они, УК, собирают с жильцов плату за ту же горячую воду по показаниям квартирных счетчиков, а теплоснабжающие организации выставляют счета по тарифам, что в сумме больше, чем можно собрать с населения. При этом есть достаточно компетентные руководители управляющих компаний, которые с карандашом в руках убедительно докажут, что сегодня бизнес в сфере поставок тепла и горячей воды очень выгоден, и теплоснабжающие организации, по крайней мере некоторые из них, вовсе не страдают от нехватки средств. А эти ценовые ножницы между тарифом и реально собираемыми платежами — своего рода стимул, чтобы жильцы быстрее приняли решение установить общедомовые приборы учета.

Если идти еще дальше, то можно вспомнить миф (или намеренный обман?), которые еще полтора-два года назад усиленно распространялся в Таганроге через официальные источники информации. Дескать, проблемы в том, что население Таганрога чуть ли не в массовом порядке не платит за коммунальные услуги. Недоимки составляют десятки миллионов рублей. Это была еще одна «объективная» причина, которую приводили тогдашние руководители таганрогского ЖКХ, чтобы объяснить огромные финансовые потери и, в частности, необходимость роста тарифов на коммунальные услуги. Потом, уже при ныне действующей власти, была озвучена новая версия: на самом деле в Таганроге население коммунальные платежи вносит регулярно. Сам собой напрашивается вопрос: так были те многомиллионные финансовые потери или нет? И если были, а население в них не виновато, то кто эти потери «организовал» и куда деньги делись?

Это простые вопросы, и чтобы их задать, специалистом быть не нужно. Ну а чтобы на них дать ответ, в Таганроге необходимо провести тщательное расследование на всех уровнях — изучить ситуацию с платежами населения, положение дел в управляющих компаниях, а затем в теплоснабжающих, водоснабжающих и других коммунальных структурах. Тогда только и станет ясно, где, на каком этапе, возможно, завышаются цены, и кто в этом виноват.

Кто должен провести такое расследование? Может быть, правоохранительные органы должны получить соответствующее указание. Или городские власти сами должны создать комиссию из компетентных специалистов, с привлечением экспертов из общественных организаций, и пройти с этой комиссией все уровни коммунальной структуры, изучить реальные механизмы формирования цен. Понятно, что это долгая, нудная, кропотливая работа, которая  к тому же  наверняка натолкнется на противодействие, в том числе и юридическое. Но это единственный путь выяснить правду о том, почему мы платим за услуги ЖКХ именно столько, сколько платим, и насколько эта цена оправдана.