Пожалуй, с этим вопросом сталкивался каждый:  крыша течет, во дворе не убрано, в подъезде перегорела лампочка — а немалые счета приходят с регулярностью. Кто и каким образом должен контролировать работу по обслуживанию домов, обсуждали на межрегиональном совещании по взаимодействию общественности, органов местного самоуправления и контрольно-надзорных органов для улучшения ситуации в ЖКХ.

Сейчас ситуацию в ЖКХ на областном уровне контролируют с помощью «горячих линий» по вопросам тарифообразования, внедрения единого расчетного центра и единой квитанции — для прозрачности денежных потоков и правильности начислений оплаты коммунальных услуг. Зарекомендовал себя как эффективный и аудит платежей граждан, который проводится в РО уже третий год. Теперь на федеральном уровне предлагают ввести еще один инструмент — общественный контроль.

— Год назад в одном из первых указов президента было обозначено создание до июня 2013 года сети общественных организаций, оказывающих содействие в контроле за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств, — рассказал  секретарь Общественной палаты РФ и Владислав Гриб. – На федеральном уровне был создан «ЖКХ-контроль»: проект Фонда содействия реформированию ЖКХ, Счетной палаты РФ и Общественной палаты РФ. Теперь очередь за регионами.

По замыслу организаторов, эта сеть будет строиться на базе счетных палат субъектов РФ и региональных общественных палат. Задача подобного контроля: защита потребителей коммунальных услуг, мониторинг ситуации в ЖКХ и информационное просвещение жителей.

Какие у общественников существуют рычаги для реальных действий в сфере ЖКХ? По словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светланы Разворотневой, пока что гражданские инициативы регулируются, в основном, региональными законами: такие есть, например, в Перми или Казани. Плюс к этому в ближайшее время будет внесен на обсуждение в Госдуму РФ проект закона «Об общественном контроле», в котором подобные общественные организации получают инструментарий для работы (сейчас проект открыт для обсуждения на сайте Общественной палаты).

В ближайшем будущем в полную силу заработает «ЖКХ-контроль» и в Ростовской области. О создании рабочей группы по контролю в сфере ЖКХ при Общественной палате РО объявил председатель группы Вальдемар Михайлов. Уже запущены телефоны «горячей линии» на базе Ростовского областного учебного центра (тел. (863) 283-07-58 и (863) 269-10-77, телефоны работают каждый рабочий день с 8.30 до 17.30). Операторы соединят жителей со специалистами по той или иной ЖКХ-тематике для консультации — уже это позволит разгрузить жилищную инспекцию, ведь туда в половине случаев обращаются именно за разъяснениями. Если этого будет недостаточно, помогут составить и оформить жалобу в надзорные органы. Также в функциях рабочей группы: дистанционное обучение в школах жилищного просвещения и подготовка рекомендаций для управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Поступившие в адрес областной Общественной палаты жалобы (Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112, e-mail: opro@donland.ru) обязуются переправлять в соответствующие органы и держать на контроле.

По словам губернатора РО Василия Голубева, уже в этом году  общественные центры «ЖКХ-контроль» начнут работать во всех муниципалитетах Ростовской области. В дальнейшем общественников будут привлекать и к контролю за распределением средств при капитальном ремонте и переселении жителей аварийных домов.

На текущий момент…

О росте тарифов на коммунальные услуги жители Ростовской области могут сообщить по «горячей линии» Министерства ЖКХ РО (863) 240-13-79. Или же заполнить электронную заявку на интернет-сервисе «ЖКХ: губернаторский контроль» (donland.ru — Обратная связь — Сообщите о росте тарифов ЖКУ). Обратите внимание: здесь принимаются жалобы на безосновательный рост тарифов, а не на повышение объемов потребления, приведших к резкому повышению суммы в квитанции.

Исходя из результатов проверок по заявлениям (они публикуются с изъятыми персональными данными тут же, по мере поступления ответов), обнаруженных фактов повышения тарифов — единицы. Однако редко какая жалоба оказывается безосновательна: попутно специалисты выявляют нарушения начислений за коммунальные услуги, предоставление некачественных коммунальных услуг и несоблюдение правил эксплуатации общедомовой собственности. Данными вопросами занимаются специалисты жилищной инспекции РО (вы можете узнать контактный телефон вашего территориального отдела по телефону (863) 253-45-60 или оставить свою жалобу на сайте gzhi.donland.ru).

Альтернативные методы

Стоит отметить, что не все участники межрегионального совещания были согласны с бесспорной эффективностью общественного контроля в ЖКХ. Главная причина споров — источник финансирования подобных организаций. Специалисты подчеркивали: бесплатно специалисты вряд ли будут работать, но при поддержке государства такой контроль рискует превратиться в еще одну чиновничью структуру, а при финансировании за счет отраслевого бизнеса — в ангажированный механизм.

Как альтернативу предлагали распространять на федеральном уровне местные наработки. «Ноу-хау» Ростовской области — региональный аудит тарифов и платежей, а вот в Липецкой области подобный аудит проводится силами самих жителей: по заявкам им лишь выделяется жилищный инспектор и аудитор для фиксации нарушений. В соседней Волгоградской области пошли по принципу расширения полномочий жилищных инспекторов и муниципалитетов и четкого разграничения их обязанностей: так муниципалитеты проводят внеплановые проверки по жалобам и уже со своей резолюцией в случае необходимости привлекают ГЖИ. Во многих регионах эффективно работают муниципальные жилищные инспекции и аудиторские службы на базе местной счетной палаты. В ряде областей не создают новых, а оказывают поддержку уже существующим общественным организациям по защите прав потребителей, если они «переквалифицируются» на разрешение жилищно-коммунальных вопросов. В одном только Волгограде действуют семь общественных приемных по вопросам ЖКХ, где оказывают юридические консультации и сопровождают в судах, — они окупаются судебными штрафами в случае выигранного дела (как и при решении потребительских споров, 50% штрафа идет в пользу общественников).

Были и категорические противники внедрения общественного контроля в сфере ЖКХ. Среди них и заммэра Ростова-на-Дону по ЖКХ Владимир Арцыбашев: «Получается контроль за контролем — просто еще один «кошмар» для управляющих компаний! — возмутился он. – Тут нелогичен сам принцип: почему кто-то другой должен наблюдать за моим домом? Нужно лишь сделать так, чтобы каждый жилец смог в любое время узнать, что и как делается по его дому». Как один из способов заммэра донской столицы привел пример онлайн-ресурса «Супер-МКД» – программы, в которой в режиме реального времени отмечаются все акты выполненных работ и автоматически формируется и калькулируется список необходимых действий по содержанию дома.

Что посоветуют Советы?

В продолжение разговора об общественном контроле в сфере ЖКХ через несколько дней после завершения межрегионального совещания губернатор Ростовской области Василий Голубев провел встречу с председателями советов домов. В беседе выяснилось: у активистов немало предложений по нормализации ситуации в ЖКХ, однако все упирается в законодательную базу.

Так, сразу несколько председателей предложили на областном уровне прописать механизм борьбы с неплательщиками и жителями, принципиально отказывающимися устанавливать квартирные счетчики – это позволит в разы сократить жалобы на огромные общедомовые потери. Попросили представители жильцов и защиты от произвола ресурсоснабжающих организаций — в одиночку бороться, особенно с поставщиками электроэнергии и тепла, у людей не получается. Немало вопросов было и по капитальному ремонту: от единой по области шкале оценки эффективности проведенных работ (предложение — оценивать по снижению общедомовых потерь и повышению энергоэффективности) до участия жителей в обсуждении областных законов по капремонту, которые в данный момент готовятся в дополнение к ФЗ № 271 от 25.12.2012. Многие из пришедших на встречу с губернатором высказали свою готовность поучаствовать и в комиссиях по формированию тарифов. Жители Донецка не согласны с высокой ценой за тепло из-за огромных потерь поставщика ресурсов в лишенных изоляции трубах: они готовы указать специалистам РСТ на явные огрехи работы теплоснабженцев, которые в итоге перекладываются на плечи потребителей. А вот представители ростовских домов просили свободы в праве выбора схемы оплаты за тепло — при установленных уже несколько лет назад счетчиках учета, особенно небольшим ТСЖ, удобнее платить по факту потребления, а не равными долями в течение года.

Все озвученные вопросы губернатор Василий Голубев взял на контроль, некоторые прямо на встрече поручил разрешить главам муниципалитетов и надзорных органов, вопросы федерального уровня пообещал напрямую задать в министерство регионального развития и в виде законодательных инициатив — в Госдуму РФ. По решению губернатора, подобные встречи с представителями жильцов будут организовывать регулярно как одну из форм общественного контроля.