Среди жильцов многоквартирного дома номер пять в поселке гидростроителей города Константиновска с недавних пор стали бушевать коммунальные страсти. А вызваны они установкой в подвале этого дома общедомового прибора учета воды.

— После появления этого счетчика нам пришли такие счета за воду, что у многих вызвали просто шоковое состояние, —рассказывал мне по телефону один из жильцов двухэтажки. — Придите, помогите разобраться, пожалуйста. У нас и дата собрания назначена с приглашением «Водоканала» и городской администрации.

Звонок раздался в конце мая. И двадцать восьмого числа я по просьбе жильцов пришла к назначенному часу. Возле одного из подъездов на лавочках уже сидели люди. По их разгоряченным лицам и возбужденным голосам можно было сразу определить – конфликт между поставщиками услуг и их потребителями здесь зреет не один день.

— Посмотрите, нас заставляют платить и за счетчик, который появился без нашего согласия, — возмущались жильцы, — и за не потребленные кубометры. В нашем доме практически проживают неполные семьи. Откуда же в апреле, когда даже не было полива, взялся расход воды 140 кубов, когда по квартирным счетчикам всего 66? Больше, чем в два раза намотало. Не могли мы столько воды вылить за месяц!

Камнем преткновения был все тот же общедомовой прибор учета, который местный поставщик воды (МУП «Водник») установил в подвале без согласования с советом дома.

Как впоследствии оказалось, легитимного совета и не существовало. Все действия по управлению домом происходили на уровне обычных разговоров, без надлежащего оформления документов.

— У вас есть старший? — поинтересовалась я.

— Да, – отвечали жильцы. — Вера Штанько. Мы ей доверяем.

— А протокол об ее избрании относили в городскую администрацию?

Собравшиеся пожимали плечами.

Несколько лет назад пятый дом выбрал непосредственную форму управления. Но, как говорили жильцы, дружбы и согласия между ними это не добавило. Ссоры зато стали возникать еще чаще. Соседи и мне жаловались друг на друга, высказывая вслух мысли об отсутствии между ними лада.

—  Мы не подписывали акт о приемке счетчика, — утверждали жильцы. — Он нам вообще не подходит. И переходник нужно поставить, иначе всегда общие показания будут расходиться с квартирными. Кроме того, и первоначальные показания никто не записывал. Кто теперь скажет, какими они были на день установки? И сам этот день под вопросом: по документам —15 марта, а кто–то видел, что счетчик появился лишь в начале апреля. Числа пятого–шестого.

Меня повели в подвал. Дверь в него оказалась на замке.

— А как же в подвал попали установщики? — спросила я. — Кто–то же им дал ключи?

Крайнего, как говорится, не нашлось. Да и собрание в тот вечер не состоялось. Оказывается, не впервые. В прошлый раз не собрались жильцы. В этот — не явились представители власти и «Водоканала». Как выяснилось позже, последние запутались в датах. Так что пришлось мне во двор пятого дома приходить не единожды.

Десятого июня я снова была в поселке гидростроителей, где жильцы двухэтажки хотели услышать ответы на многие возникшие вопросы. И главный — сколько теперь платить за потребленную воду, чтобы не быть в должниках?

Заместитель главы города Виталий Дьячкин и директор МУП «Водник» Сергей Макаров были предельно вежливы.

— С вашими претензиями к «Водоканалу» я частично согласен, – сказал представитель городской администрации, обращаясь к жильцам. — Расхождения между общедомовым прибором учета и индивидуальными –  значительные. Но вы уверены, что никто не ворует?

Стопроцентной уверенности, конечно, не было.

– А почему при установке счетчика никто из нас не подписывал акт приемки? – возмущались жильцы.

– А у вас и некому было это делать, – мотивировал директор «Водника», – потому что у вас нет избранного совета дома и его председателя.

– Счетчик нам установили не тот, – твердили жильцы.

– А почему вы так решили? – вопросом на вопрос отвечал представитель «Водоканала». – В тех домах, где никто не ворует и все следят за технической исправностью сетей водопровода, расхождения между счетчиками минимальные. Вот, например, капает у кого–нибудь вода из крана или подтекает унитаз, квартирные счетчики на это «не реагируют». А общедомовой учитывает все до капли, потому что у него более высокий класс точности.

Споры, наверное, продолжались бы до бесконечности, если бы заместитель главы не произнес «умиротворяющую» фразу:

— Поверьте, никому не нужны конфликты. Давайте попробуем поменять вам счетчик и посмотреть, что из этого получится. А вы в свою очередь выберете органы управления домом, тогда и меньше будет возникать споров.

Когда ушли представители власти и «Водоканала», жители двухэтажки остались для продолжения собрания, решив, что, объединив усилия, общие вопросы решать будет гораздо легче. Мы еще вернемся в дом номер пять и проследим за развитием ситуации…