«Прекратить произвол чиновников-монополистов» попросил редакцию газеты «Наше время» наш постоянный читатель, член совета ветеранов Пролетарского района Ростова-на-Дону Евгений Васильевич Х.

Пожилой человек возмущен последними квитанциями за свет: ему насчитали общедомовых потерь в пять раз больше, чем он потребил за месяц, а как-либо исправлять ситуацию отказываются.

Особенно изумило нашего читателя странное совпадение. В октябре он полмесяца не был дома и «накрутил» всего 11 кВт/ч, а ему приплюсовали еще полсотни в качестве «потерь». В следующем месяце потребление было как прежде — 43 кВт/ч, и в этот раз «потери» составили всего 4,7 дополнительных киловатт. В итоге за оба месяца он заплатил примерно одинаково. «Не восполняет ли контора свои убытки за счет жильцов?  — возмущается Евгений Васильевич.  — В цивилизованных странах экономию энергоресурсов поощряют, но только не в России». Свою жалобу он направил в «Энергосбыт Ростовэнерго» и департамент ЖКХ Ростова-на-Дону. Не дождавшись ответа, написал и нам.

Но, изучив предоставленные нашим читателем квитанции за эти два месяца, мы убедились  — запросы монополистов здесь ни при чем: ответы на вопросы ветерана уже находились в опубликованной в них информации.

Как и требует текущее законодательство, в этих платежках, кроме информации о начислениях непосредственно абоненту, сразу же под таблицей опубликованы и данные об общедомовом потреблении. По этим данным выходило: в октябре во всем многоквартирном доме «накрутили» электричества больше обычного, а вот сумма показаний квартирных счетчиков достаточно маленькая  — в итоге общедомовые потери («расход на общедомовые нужды») составили почти 6 тысяч кВт/ч. А вот в следующем месяце  — судя опять же по данным, указанным в квитанции за ноябрь,   — картина другая: здесь жители дома потребили в полтора раза меньше электроэнергии, а сумма показаний квартирных счетчиков, напротив, на полторы тысячи киловатт-час больше октябрьских! В итоге общедомовых потерь за ноябрь всего 650 кВт/ч на весь дом.

По текущему законодательству, и октябрьские шесть тысяч киловатт-часов, и ноябрьские шесть сотен раскидали на всех жильцов пропорционально их доле собственности. Евгений Васильевич зря прикладывал к заявлениям чиновникам и энергетикам билеты как доказательство своего полумесячного отсутствия  — вот уже второй год мы платим за «расход на общедомовые нужды» именно в зависимости от количества квадратных метров, а не количества проживающих или потраченных киловатт-часов. Причем, можно сказать, что нашему читателю повезло: из-за низкого потребления в октябре даже с чрезвычайно высокими общедомовыми потерями он «уместился» в рамки социальной нормы потребления электричества (96 кВт/ч) и оплатил все по льготному тарифу в 3,50 р/кВт.

Но почему в октябре случился в доме такой «перерасход»? Причин тут множество, и ни одна из них напрямую «чиновниками-монополистами» из «Энергосбыта» или городской администрации не контролируется.

Самое простое объяснение происходящего: до начала отопительного сезона 15 октября жители начали массово использовать обогреватели  — повысился объем потребления, а значит, и объем технических потерь (в домах со старой проводкой он может достигать до 20% всей потребленной электроэнергии). Также причиной может стать банальное воровство: понимая, что придется заплатить куда больше обычного, жители могли использовать «жучки». Воровство электроэнергии может быть и невольным: если счетчики у жителей старые, они могут «грешить» и не учитывать малые расходы электроэнергии  — те же «ждущие режимы» обогревателей, которые в итоге по всему дому могли накопиться во вполне ощутимые объемы. Или причина в чьей-то жадности: кто-то мог просто утаивать реальные показания счетчиков (что особенно актуально при введении соцнормы за электричество), надеясь постепенно выплатить получившийся «перерасход» в течение нескольких месяцев. Скорее всего огромный размер «расхода на общедомовые нужды» сложился изо всех этих пунктов сразу  — обычно так и бывает.

Хотя конкретно в нашем случае возможен и еще один вариант. «Октябрьскому перебору» предшествовало расторжение договора «Энерго­сбыт Ростовэнерго» с УК «МУП ЖЭУ-5» по причине хронической задолженности последних  — жителей перевели на оплату напрямую энергосбытовой компании. Возможно, при «пересменке» выявились существенные занижения показаний общедомового прибора  —   такой вариант иногда удается проворачивать управляющим компаниям, имеющим существенные долги перед ресурсоснабжающими. Тогда вполне логично, что «Энерго­сбыт» в первый месяц самостоятельных расчетов и выставил «недостачу» жильцам.