На днях в Государственной думе РФ пройдет второе слушание проекта, вносящего множество поправок в законодательные акты Российской Федерации, включая Жилищный и даже Уголовный кодексы РФ, — изменения будут касаться сферы ЖКХ.
О том, чего нам ждать уже этой осенью, мы побеседовали с депутатом Законодательного собрания Ростовской области Игорем Колесниковым. Как заместитель председателя комитета по законодательству, государственному строительству и правопорядку, куратор федерального партийного проекта «Управдом» в Ростовской области Игорь Владимирович принимал непосредственное участие в обсуждении законопроекта № 448902–6 «О лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами», в том числе и на всероссийском форуме в Челябинске, где одна из дискуссионных площадок была посвящена обсуждению данного законопроекта.
— Какие отношения в ЖКХ затрагивают будущие поправки?
— В первую очередь по линии собственник — управляющая организация. Жители как потребители недовольны качеством предоставляемых им услуг, поэтому мы ужесточаем требования к управляющим организациям — вводим лицензирование их деятельности.
Получить лицензию смогут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Она — бессрочная, но действовать будет только на территории того субъекта, исполнительным органом которого выдана.
— Что будут требовать от управляющих компаний и ТСЖ?
—Пока под вопросом лицензирование ТСЖ и жилищных кооперативов: возможно, они будут оцениваться по упрощенной схеме или вовсе продолжат работу без лицензии, лишь по квалификационному аттестату. А вот управляющие компании должны будут иметь штат специалистов по перечню, причем с конкретными требованиями к образованию и опыту работы. Лицензированная УК должна обладать конкретным перечнем оборудования и транспортных средств, причем — обратите внимание! — не арендовать, а иметь на балансе.
Также отдельно прописано обязательное для управляющих организаций требование — спецсчет, в котором платежи жителей будут сразу расщепляться, и деньги за коммунальные ресурсы переправляться поставщикам.
– Сколько времени есть у управляющих компаний, чтобы подготовиться?
— До 1 мая 2015 года. Не получившие лицензию УК будут отстранены от работы по управлению домами.
Останутся не все
— В данный момент такие требования сможет выполнить лишь треть управляющих компаний...
— Думаю, даже меньше. Но нам халтурщики и непрофессионалы не нужны – хватит. Кроме этого, не пройдут лицензирования те УК, чьи руководители ранее были дисквалифицированы или судимы за преступления в сфере экономики. Не получат лицензию организации, которые в течение года перед заявкой дважды привлекались к административной ответственности.
По такой же причине — после двух невыполненных в течение календарного года предписаний государственной жилищной инспекции или за два административных нарушения, допущенные при осуществлении деятельности по управлению домом, лицензия будет приостановлена. После этого в суд будет направлено заявление по аннулированию лицензии. Если суд согласится с доводами надзорных органов, все договора управления УК будут автоматически расторгнуты, также это влечет запрет на профессию в течение трех лет.
— Не застрянут ли в таком случае дома в «пересменках»?
— Мы постарались максимально упростить этот процесс. В том числе через введение административной и уголовной ответственности за несоблюдение сроков передачи технических документов и всех баз данных новой управляющей организации — не более трех дней. Это касается и права жителей временно перейти на прямые договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями — они смогут самостоятельно вести такие расчеты при приостановке лицензии их УК или во время «пересменки».
Также было учтено и предложение делегации Ростовской области, которое касается ситуации «переходного периода» дома от одной управляющей организации к другой. Изначально в тексте законопроекта на этот период жилищная инспекция должна была назначить временную УК. Мы же усмотрели здесь коррупционную составляющую: не спровоцирует ли это инспекторов на передачу домов угодным им управленцам? Поэтому мы потребовали учитывать в этой ситуации мнение жильцов – решающее слово должно остаться за советами домов.
— Дисквалификация или аннулирование лицензии — это единственная мера устрашения?
— Остаются штрафные санкции. Также один из важных моментов, который закрепляет законопроект, — персонификация административного наказания на должностных лиц. В данный момент такие штрафы погашаются из расчетного счета управляющей организации, то есть из кошелька жителей. А штрафовать надо персонально руководителей, допустивших нарушение.
— А как быть с председателями ТСЖ?
— По такому же принципу. Однако в данном случае нам все–таки удалось внести изменение — привязать подобные штрафные санкции к МРОТу: один и тот же штраф для выборного руководства ТСЖ и занимающейся коммерческой деятельностью управляющей компании несоразмерен.
К слову, во время обсуждений этого вопроса законодатели, наконец, пришли к единому определению ТСЖ — это дом под одним адресом либо несколько домов с единым имуществом (например, общим подвалом или вводами коммуникаций). «Союз» нескольких домов под разными адресами и не имеющих общего имущества теперь статус ТСЖ потеряет.
ОДН и аварийное жилье уйдут в историю
— Чего ждать жителям, кроме регуляции отношений с управляющими организациями?
— Изменения коснутся и ЖКХ–платежей — как минимум до 2018 года включительно их рост не будет превышать уровень инфляции. А с 2016 года в России должны возникнуть долгосрочное (на 3 – 5 лет) тарифное регулирование цен на коммунальные платежи. Кардинальным можно назвать полное исключение ОДН из квитанций жителей — с принятием законопроекта общедомовые потери коммунальных ресурсов полностью лягут на плечи управляющих организаций.
— Это же подчас огромные суммы! Как управленцы потянут такую нагрузку?
— Все основные причины большого расхода на общедомовые нужды связаны с недостатком управления: не вовремя отремонтированные сети дома, несогласованные снятия показаний, воровство — решать эти проблемы обязаны управляющие организации, им за это и платят. Сразу хочу отметить: после отмены платы за ОДН, скорее всего, нужно будет повысить тариф за техобслуживание общедомовой собственности — затраты управляющих организаций на содержание дома повысятся. Думаю, этот тариф повысится на 2–3 рубля.
— Но тариф на техобслуживание определяется только для муниципального жилья, а собственники определяют его сами…
— Муниципальный тариф на техобслуживание действует еще и в тех домах, где жители свою стоимость этой услуги не выбрали. Теперь у жителей будет выбор: согласиться и на этот раз с муниципальным бюджетом или, наконец, рассчитать свой.В том числе, такой мерой мы подстегнем УК к обсуждению с жителями реальной стоимости их услуг: ведь убедить жителей в необходимости повысить тариф за техобслуживание они смогут только в этом случае.
— Вы думаете, что жители согласятся добровольно сами себе повысить платежи?
— У собственников есть не только права, но и ответственность за состояние общедомовой собственности. Они смогут отказаться от лишних услуг, но оплачивать требуемый по закону минимум работ по содержанию дома обязаны.
— Но некоторые дома уже бесполезно ремонтировать…
— От таких будем избавляться. Причем федеральная программа по расселению жителей из аварийных домов теперь будет распространяться и на признанных таковыми после 2012 года. Своей очереди жильцы таких домов уже ждать не будут: их расселят в новые квартиры наравне с жителями более старых домов. Для ускорения процесса будет увеличена федеральная поддержка регионам на эти цели до 50% затрат.
— Не спровоцирует ли такое решение всплеска дефицита на рынке строительства? Сейчас, особенно в небольших районах нашей области, и так проблема с новыми квартирами…
— Подумали и об этом и прописали ряд мер, упрощающих жизнь застройщикам. В первую очередь, речь идет о нормализации отношений строителей и ресурсоснабжающих организаций – основная проблема сейчас заключается не столько в постройке новых домов, сколько в присоединении их к коммунальным сетям. Также будут расширены возможности собственников по строительству нового многоквартирного дома на земле под аварийным домом.
— Изменения впечатляют. Но как с реализацией?
— Особую роль во внедрении всех изменений жилищного законодательства отводится общественному контролю, который будет наделен более широкими полномочиями. В том числе, законопроект предусматривает участие общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг в проведении государственного жилищного надзора и муниципального контроля.
На фото: делегация Ростовской области на Всероссийском совещании в Челябинске внесла немало дополнений к законопроекту