Куда звонить при коммунальном  ЧП, и как должен реагировать  диспетчер «аварийки»?



Первым делом диспетчер аварийной службы обязан назвать свою организацию и представиться. Также должен предупреждать о том, что ведется запись разговора…

Отлучаться со своего рабочего места в течение смены он не имеет права, а если случилось такое, обязан перезвонить по номеру, который высветился на  дисплее его пульта за время отсутствия. 

К сожалению, эти правила выполняют не все коммунальные службы. Одна из причин –  перегруженность линий связи:  если в отвечающий за уличное освещение «Горсвет» Ростова-на-Дону поступает до 20 звонков в день, то в «Водоканал» – до 1200 в сутки. Общегородская диспетчерская «05» департамента ЖКХ Ростова-на-Дону, по идее, должна подчищать огрехи других и принимать сообщения об особо критических ситуациях. Но именно на этот короткий номер больше всего звонят с жалобами ростовчане. 


Не по адресу

По словам руководителей коммунальных служб, около трети звонков в их аварийные диспетчерские – не по адресу. При появлении «реки» холодной воды на дороге обращаться нужно в водоснабжающую организацию, она же занимается обслуживанием канализационных стоков. В теплоснабжающие организации следует звонить в случае порыва горячего водоснабжения или парения над землей (если внизу проходят коммуникации). При порыве электропроводов – не в  рассылающую вам квитанции «ТСН Энерго Ростов-на-Дону» (так с недавних пор называется «Энергосбыт Ростовэнерго»), а в организацию энерготранспортной компании – для большинства жителей Ростовской области это «МРСК  ЮГА» и «Донэнерго». При подозрении на утечку газа – в отделение «Горгаза». В случае невывоза мусора (по санитарным правилам, баки около многоквартирного дома должны опустошать минимум раз в сутки) – в организацию, которая обслуживает именно ваш дом. 

Разобраться непросто, тем более что в крупных городах Дона могут работать сразу несколько коммунальных фирм. Поэтому жителям лучше сообщить о ЧП в районные или  аварийные диспетчерские – такие обязаны быть созданы в каждом муниципалитете области. Обычно это один-два номера, работающих круглосуточно, – ваш звонок должны зафиксировать, определить границы полномочий и передать сообщение в нужную организацию.  

Кроме этого, в Ростовской области работает «горячая линия» по коммунальным вопросам. Если у вас не получается связаться с муниципальной «аварийкой», звоните в единую  диспетчерскую ЖКХ Ростовской области (863) 240-13-60 и (863) 240-13-79 (здесь же принимают жалобы на проблемы с отоплением). Если же авария угрожает жизни людей, немедленно набирайте телефон службы спасения 112 или 01.


Узнайте заранее

В случае аварии внутри многоквартирного дома жители должны звонить в «аварийку» своей УК или ТСЖ.  Касается это и домов, где напрямую оплачивают за свет или воду ресурсоснабжающим организациям: такие «агентские договора» не снимают с УК обязанности по обслуживанию дома.  Номера телефонов  «аварийки» ваших УК или ТСЖ должны быть размещены на каждом подъезде дома – этого требует стандарт раскрытия информации для управляющих организаций. Также необходимую контактную информацию обязаны указывать на квитанциях об оплате, а также на сайте фирмы и в электронной системе ГИС ЖКХ. Подсказать номер вашей «аварийки» могут в диспетчерской «05» или районной аварийной службе, но стоит узнать эти номера заранее и держать под рукой. 

Еще одна проблема при устранении аварийной ситуации касается жителей ТСЖ. Хотя в Жилищном кодексе РФ наличие аварийной службы или договора с такой организацией обязательна для всех форм управления домом, лишь немногие товарищества собственников выполняют этот пункт закона – дорого.  Как правило, «аварийкой»  в ТСЖ является сам председатель товарищества, который и принимает решение о дальнейших действиях. Чиновники с таким подходом категорически не согласны, но принудить к обязательному заключению договоров с аварийно-восстановительными службами или заставить ввести в штат ТСЖ диспетчера и аварийную команду не могут – окончательное решение об этом должны принимать сами собственники.  

Большинство коммунальных аварий обязаны исправить в течение суток: точные сроки на устранение каждого вида поломки подробно описаны в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг жителям». 

Что делать, если на обращение жителей об аварии нет реакции? Жаловаться: бездействие в случае ЧП является административно наказуемым нарушением. В жалобе стоит указать номер и время обращения – такие звонки обязаны фиксировать. Если же и вовсе не дозвонились – обратиться к оператору телефона за распечаткой набранных номеров.