«Крик души» пришел в редакцию «Нашего времени» из Гуково: наша читательница окончательно запуталась в кипах квитанций за коммуналку. К сожалению, она не оставила обратного адреса, поэтому ситуацию по конкретно ее дому мы разъяснить не в силах. Однако и просьбу о помощи 77-летней женщины тоже оставить без ответа не можем. Попробуем разобраться…

В доме нашей читательницы в 2010 году был ремонт, и всех жильцов заставили поменять приборы учета в квартирах, хотя «наши счетчики были в отличном состоянии и работали хорошо». Специалисты поясняют: насильно заставить установить счетчики жильцов не имеют права, без них оплата коммунальных платежей производится по нормативам потребления. Однако «поднажали» на жителей не зря: оснащение квартир приборами учета коммунальных ресурсов не только положено по закону ФЗ № 261 «Об энергосбережении» (впрочем, без каких-либо административной ответственности в случае неисполнения), но и снижает размер общедомовых потерь ресурса. Суммы платежей после этого у честных жильцов снижаются. К тому же, даже если старые приборы учета были работоспособны, то к моменту ремонта могли уже устареть морально – сейчас к счетчикам выдвигают более строгие требования по уровню точности. Также у таких приборов есть свои сроки обязательной поверки погрешности раз в 5-10 лет, в зависимости от марки. Как правило, стоимость поверки ненамного меньше установки нового прибора. 

Далее, судя по письму нашей читательницы, выяснилось: новые приборы учета оказались бракованными – через полгода они вышли из строя. Здесь уже проблема из сферы защиты прав потребителей: на такие товары устанавливается гарантийный срок от одного года. Даже если у нашей читательницы и ее соседей не остались на руках чеки об оплате за счетчики, они имеют право обратиться в магазин, где их приобретали, или же напрямую к производителю за гарантийным обслуживанием. Если же выяснится, что счетчики пришли в негодность из-за некачественной коммунальной услуги (действительно, чересчур загрязненная вода может вывести из строя счетчик воды, а в некоторых случаях скачки напряжения – «убить» счетчик электроэнергии), то менять приборы учета, а заодно и чинить коммуникации обязана управляющая организация, обслуживающая ваш дом, – это ТСЖ или УК. Бесплатную юридическую консультацию вам могут оказать по телефону горячей линии департамента потребрынка РО 8-961– 301-0-103.

Впрочем, в доме нашей пожилой читательницы после этого инцидента не все соседи поменяли испорченные приборы учета – в итоге жители начали получать слишком высокие начисления на общедомовые нужды (ОДН): «стираю раз в месяц, один лишь холодильник постоянно работает. У меня в месяц набегает 61 кВт·ч, а у соседей с электроплитой – только 38, – жалуется пенсионерка. – Почему я должна за всех платить?». В этой ситуации наша читательница совершенно права – она действительно платит за своего слишком «мудрого» соседа в графе ОДН по электроэнергии. Разобраться в этой ситуации обязана управляющая организация, даже если вы платите напрямую поставщику ресурса. По вашей жалобе управленцы обязаны проверить точность подозрительного прибора учета и, если выяснится его неисправность, начислять до исправления счетчика по нормативу потребления. Если не реагируют – жалуйтесь в госжилинспекцию по телефону (863) 210-22-30, письменную жалобу можно отправить по адресу: 344019 Ростов-на-Дону, пр. Театральный, 85 на имя главного государственного жилищного инспектора Павла Асташева.

Еще одна жалоба нашей анонимной читательницы связана с квитанциями за капитальный ремонт: приходят в двойном размере. Тут, к сожалению, сложно объяснить причину – для проверки начислений специалистам Фонда капремонта РО необходим конкретный адрес и контактные данные собственника квартиры. Возможно, «двойные» квитанции приходят нашей читательнице из-за несвоевременной оплаты – на момент начисления новой квитанции в расчетный центр Фонда еще не поступили деньги платежа за предыдущий месяц. Может быть, таким образом «нагоняют» упущенные платежи – из-за неточностей в базе данных не всем домам Ростовской области сразу же с мая 2014 года стали начислять платежи за капремонт. Уточнить, в чем дело, вы можете в МФЦ – в многофункциональных центрах оказывают услуги по предоставлению информации о платежах по капремонту. Или же можно позвонить на горячую линию Фонда капремонта по телефону 8(863)303-30-75. 

Напоминаем нашей читательнице, что любой житель Ростовской области имеет право на оформление субсидии на оплату коммунальных услуг, если его платежи превышают 20 % от всех доходов семьи. Телефон отдела по предоставлению мер социальной поддержки и жилищных субсидий УСЗН Гуково: 5-62-82. 


P.S. И еще одно. Дорогие читатели! Огромная просьба: обращаясь в редакцию, оставляйте свой адрес и контактный телефон. Это поможет работе над вашим вопросом.