Ростовчанин С. С. настойчиво просил журналиста «НВ» стать свидетелем того, как управляющая организация его дома халатно относится к вопросу отопления в квартирах. Он пригласил для контрольного замера представителей его ТСЖ и обслуживающей теплосети дома организации, но хотел и «независимого свидетеля этого произвола». Мы пошли навстречу пожилому человеку.
И сразу же об этом пожалели: в квартиру корреспондента, как и представителей домоуправления, ростовчанин долго… не хотел пускать! «Вы специально повысили температуру батарей перед замером, – возмущался он. – Приходите в следующий раз». Тут уж хотелось действительно развернуться и уйти, но стало любопытно: как из этой ситуации управленцы выкручиваться станут?
Теплотехник спустился в подвал и снял показания с прибора учета, которые доказывали: изменения показаний оборудования за последние сутки не зафиксировано. На этом основании собственник впустил проверяющих в квартиру. Там действительно было зябко: даже через предложенные нашим читателем тапочки кафельный пол холодил ноги. Представители ТСЖ начали замер температуры: щупать батареи отказались, а с рулеткой отсчитали положенный метр от окна и от пола и достали специальный термометр. Пока замерялась температура, мы ознакомились с документами на прибор – без нареканий. Температура в комнате оказалась +19 °С – не особо комфортно, но в пределы нормы эти показания входят.
…Хотя и этот результат показался председателю ТСЖ странным – квартира не угловая, а у других собственников дома температура все-таки повыше на пару градусов. Причина этого выяснилась на кухне нашего читателя – там просто не оказалось стены между жилым помещением и обширной лоджией. Кухню и неотапливаемое по документации помещение разграничивала лишь арка, а кухонная батарея была вынесена к внешней стене балкона. Эта стенка вроде как и была утеплена, но общий кухонно-балконный пол – тоже кафельный – был просто ледяным, а замеры температуры на кухне показали 17 °С.
Хотя и убеждал наш читатель, что он уже купил квартиру с такой планировкой, в акте замера температуры зафиксировали самовольное вмешательство в систему отопления дома. По п. 35 «Правил предоставления коммунальных услуг» жители не имеют право самовольно проводить подобные махинации с обогревающими элементами, предусмотренными проектной и технической документацией на многоквартирный дом – это нарушает расчеты по теплообеспечению всего дома. «Даже если и была такая перепланировка каким-либо образом оформлена в БТИ, руководство ТСЖ об этом никто не уведомлял, – пояснил председатель ТСЖ. —Теперь будем требовать от жильца подтверждения правомочности такой «конструкции» в его квартире, если не получим – потребуем через суд приведения состояния общедомовой собственности – батареи и части несущей стены – в соответствие с проектом». При этом управленцы согласились даже временно погашать жителю неустойку за «частично некачественно оказанную услугу отопления» и рассчитать скидку на оплату отопления – на кухне и в коридоре замеры действительно показали температуру на пару градусов ниже нормы. Но увеличивать теплоподачу всего дома ради одной квартиры отказались: это приведет к «перетопу» остальных квартир и выйдет собственникам дома в немалую переплату в конце месяца.
Когда мы рассказали о данной ситуации специалистам ЖКХ, эксперты признали – в такой ситуации руководство ТСЖ нашего читателя действовало без нареканий. Хотя и отметили: причина недостаточного обогрева квартиры по вине жителя – из-за перепланировки и вопиющего попрания принципов энергосбережения – все-таки не самые популярные. Чаще такое случается по вине теплоснабжающей организации, но это легко доказуемо показаниями общедомового прибора учета. А самый распространенный случай такой проблемы – все-таки недобросовестная работа управляющей организации: халатный подход к подготовке к отопительному сезону или выявившиеся уже во время зимы неполадки в системе отопления.
В любом случае, если недогрев жилых помещений произошел не по вине собственника квартиры, устранить неполадки управленцы обязаны в течение суток и – с этого года самостоятельно, без напоминаний – сделать перерасчет в квитанции. Пожаловаться на бездействие управляющих организаций в таком случае жители Дона могут на единую диспетчерскую ЖКХ Ростовской области, в том числе по вопросам отопления: (863) 240-13-60, (863) 240-13-79. Ваш звонок зафиксируют как официальное обращение и выяснят, почему же в вашей квартире так холодно.
«ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 354) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.
П. 15. Обеспечение нормативной температуры воздуха:
– в жилых помещениях – не ниже +18 °С;
– в угловых комнатах – +20 °С;
– в других помещениях – в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Допустимое временное отклонение от нормативной температуры – не более 4 °C в течение суток. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.
Допустимая продолжительность перерыва отопления:
– не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
– не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры;
– не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С;
– не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °С до +10 °С.