Сегодня в Ростовской области главы сельских поселений – а их у нас 391 человек – готовятся передать с 1 января 2017 года на районный уровень полномочия по содержанию и ремонту водопроводных сетей, дорог и вывозу ТБО. Многие из них уверены: такое решение не пойдет на пользу жителям, а те проблемы, которые сейчас решаются местной властью с помощью предпринимателей и фермеров, после передачи полномочий в районы серьезно обострятся.
Чтобы понять сложность ситуации, ее надо представить в деталях вживую. Возьмем отдаленное от района сельское поселение.
Какое расстояние разделяет чиновников, которые будут призваны решать проблемы содержания дорог и обеспечения водой, можно сказать уже сегодня – от 10 до 100 и более километров. Случился, к примеру, в селе или хуторе порыв водопровода или сгорел на скважине насос. Сколько времени займет ликвидация аварии? Если местная власть работает четко, то ликвидирует проблему на следующий день. Соберут деньги на новый насос, успеют его купить, параллельно пригонят «петушок», выроют котлован на месте порыва, с помощью умельцев – местных жителей заменят трубу, и через день о проблеме село забудет.
Вопрос: насколько растянутся те же действия, если этим будут заниматься районные службы? Для начала специалистам надо место аварии обследовать (это если другие поселения с аналогичными проблемами в очереди не стоят). Потом найти средства, потом технику пригнать. По самым скромным подсчетам – уйдет минимум неделя. Это если средства на ремонт оперативно найдут. А если нет? Будут ждать селяне воды до морковкина заговенья, пока у самих терпение не лопнет и не решат они вопрос уже испытанным методом. То же будет и с мусором: кто его будет собирать в глубинке, если региональные операторы за дело возьмутся, как это и планируется в перспективе?
А если зимой дороги занесет по всему району, кто их чистить будет? Район такой объем просто не потянет.
И потом, что значит собрать средства из, к примеру, десяти маленьких кошельков сельских поселений в один большой?
Большой кошелек – не поле чудес, деньги в нем не вырастут. Распределять же их будут кому-то в первую очередь, кому – в конец. А на какие благие цели пошли средства из общего котла – каждому жителю не объяснишь.
На заседании палаты сельских поселений Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области», где обсуждался вопрос передачи полномочий от сельских поселений в районы, опытом поделилась председатель палаты сельских поселений Совета муниципальных образований Краснодарского края – глава Новопавловского сельского поселения Белоглинского района Лариса Склярова. Интересно, что соседи при передаче полномочий ограничились такими позициями, как ЧС и архитектура. Водоснабжение, дороги, сбор и вывоз ТБО остались в поселениях.
– Если бы эти позиции были делом прибыльным, давно бы все находилось в руках предприимчивых людей, которые бы зарабатывали на этом деньги, – очень просто разрубила гордиев узел Лариса Арсентьевна. – Да, сегодня тяжело поселениям решать проблемы с водоснабжением. Но мы это тянем вместе с людьми. Где-то нашли старенькие трактора, что-то научились делать сами. А где-то выпрашиваем нужную для ремонта технику, просим помощи, и нам идут навстречу, потому что все прозрачно и открыто. И люди нас поддерживают, мы можем смотреть им в глаза, потому что, решая любую проблему, мы – рядом. Но если завтра в хуторах и станицах не будет воды, перестанет вывозиться мусор, то люди перестанут доверять власти, они не придут сажать в поселениях цветы, ухаживать за территорией.
Уже сегодня многие подрядчики, которые вывозят ТБО из сельских поселений, планируют оставить эту деятельность, потому что региональный оператор выставляет неприемлемые для них требования, начиная с лицензирования деятельности. За последние годы на территориях люди научились отвечать за порядок и справляются с этим в рамках тех средств, которые имеет поселение. Уйдут из поселений полномочия – в районах денег не прибавится. Увеличат в районах штаты на два-три человека, на которых лягут функции по водоснабжению, вывозу ТБО и дорогам, но разве эти специалисты смогут заменить по КПД глав сельских поселений и сколоченный ими актив? Ведь для чего создавались в свое время поселенческие администрации? Для того, чтобы власть была ближе к людям, чтобы оперативно могла решать их проблемы. Получается, мы возвращаемся к тому, от чего ушли?