Начался отопительный сезон. Обычно конкретную дату старта определяют по среднесуточной температуре – за окном минимум пять дней должно быть ниже 80С. Однако с этого года запустить отопление можно, не дожидаясь особых холодов, – решение об этом принимает руководство муниципалитета. Но что делать, если начало отопительного сезона в вашем городе уже объявили, а батареи все равно холодные? 

Коллаж Алексея ЗАХАРОВА

Если лопнула труба

Уже при пробных запусках отопления не обходится без порывов: течи образуются как на внешних сетях от котельной к дому, так и во внутридомовой системе. Ответственность за это несет балансодержатель – узнать зоны ответственности управляющей и теплоснабжающей организаций можно по акту разграничения коммуникации, который является приложением к договору теплоснабжения. 

 О порыве внешних сетей проще всего узнать через аварийную диспетчерскую службу муниципалитета: с началом отопительного сезона туда поступают все оперативные сводки. Кроме того, нужную информацию о причинах перебоев с отоплением и сроках их устранения можно получить через Интернет: с 10 сентября по постановлению Правительства РФ № 867 от 31. 08.2016 все теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны помещать на своих официальных сайтах информацию о причинах ограничения или прекращения подачи потребителям тепловой энергии. Для потребителей-граждан такими причинами могут стать только аварийная ситуация или попытка подключения нелегального теплооборудования.


Как убедиться, что все готово?

«При нынешнем состоянии наружных сетей и внутренних систем домов гарантии, что аварии не будет при запуске отопления, никто не даст, – считают специалисты. – Но добротно выполненная подготовка дома к зиме снижает риски в разы». Чтобы быть уверенным в этом, можно потребовать у управляющей организации (ТСЖ или управляющей компании) паспорт готовности, который должен быть оформлен на каждый многоквартирный дом. 

Проверять готовность дома к отопительному сезону должна специальная комиссия, состав которой утверждает орган местного самоуправления (администрация района города или муниципалитета), кроме чиновников, в нее могут входить представители ресурсоснабжающих организаций. «По итогам проверки комиссии, процедура которой подробно описана в приказе Минэнерго РФ от 12.03.2013 № 103, составляется акт, – поясняет замминистра ЖКХ РО Валерий Былков. – В нем описываются все замечания специалистов, которые управляющая организация обязана исправить в установленный срок. Когда замечаний нет – выписывается паспорт готовности на дом». 

Такой документ не является закрытой информацией – по требованию жителей управляющая организация обязана его предоставить жителям. В недалеком будущем данные паспортов готовности должны будут размещаться в системе ГИС ЖКХ. 


Когда управленец почти не виноват

Порой и при выполнении всех необходимых действий по подготовке дома к зиме могут возникнуть внештатные ситуации, например, из-за гидроудара или ненормативной температуры теплоносителя. Однако самая частая жалоба жильцов – разбалансировка внутридомовой системы отопления, когда часть батарей в многоквартирном доме греет нормально, а некоторые остались холодными. 

В этом случае огульно обвинять в недоработках управленцев не стоит: летом, при подготовке, систему заполняют холодной водой, поэтому дисбаланс заметить сложно. Полностью избежать этого позволяют автоматические клапаны давления, которые ставят на каждый стояк отопления – эти механизмы выравнивают давление по всем трубам и обеспечивают нормальную циркуляцию теплоносителя. Если автоматического клапана давления нет, слесарям приходится регулировать систему вручную уже после запуска отопления. 

Возможно «завоздушивание»: стравливать воду из стояков в системах старого образца должны в день запуска тепла. Проблемы могут возникнуть, если по каким-то причинам собственники квартир на верхних этажах дома этого не делают и не предоставляют доступ к батареям слесарям из УК или ТСЖ. Это тоже недоработка специалистов управляющей организации: должны были заранее обсудить с жителями этот вопрос и своевременно оповестить их о старте отопления. 

Даже при добросовестной промывке системы отопления тепло может не поступать на этаж из-за забитых труб. Чаще всего это происходит, если уже после промывки из системы сливали воду, например, для ремонта стояка или батареи. Отложения на внутренней стенке труб при заливании нового теплоносителя могут образовать пробку – обнаружить ее зачастую возможно лишь после пуска тепла. 


Нет денег – нет тепла?

Убедиться в том, что все нужные технические работы были проведены, можно по «Акту предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность» – этот документ после проведения всех регламентных работ подписывают представители управляющей организации и поставщика тепла. 

Однако паспорт готовности дома к отопительному сезону выдается не только по техническому состоянию: в списке требований – отсутствие задолженности по оплате за тепло и горячее водоснабжение, а также обеспечение коммерческого учета теплоносителя. Вот по этим показателям у представителей управляющей и ресурсоснабжающей организаций могут возникнуть конфликты – и по размерам долгов, и по введению общедомовых приборов в эксплуатацию. Подобные «нетехнические» проблемы должны решать органы местного самоуправления, которые отвечают за подготовку всего жилого фонда к зиме. 


На устранение аварийных ситуаций установлены нормативные сроки. Управляющей организации на это отводится максимум 16 часов при температуре в жилом помещении от 120С, не более 8 часов – при температуре от 100С и не более 4 часов, если в квартире от 80С. За каждый час (!) промедления – снижение платы за расчетный период на 0,15%. Предельные сроки для устранения аварии теплоснабжающей организацией зависят от диаметра трубы, на которой возник порыв, и температуры на улице. Однако чаще всего коммунальщики должны решить проблему в течение 12 часов. 


Если вы все-таки считаете, что холод в вашей квартире после начала отопительного сезона – из-за некачественной работы управляющей организации, то имеете право затребовать акты выполнения работ по подготовке дома к эксплуатации в зимний период. Документально должны быть зафиксированы следующие основные работы:

– ремонт, промывка и гидравлические испытания систем отопления;

– проверка и ремонт запирающей арматуры;

– проверка и восстановление тепловой изоляции на трубопроводах, расширительных баках, регулирующей аппаратуре;

– приведение в порядок помещений подвалов, техподполий, технических коридоров, обеспечивающих сохранность установленного в них инженерного оборудования.

– наладочные работы по системам тепло– и водоснабжения, где в прошлый сезон фиксировались отклонения от требуемых параметров;

– ремонт кровли, остекленение чердачных и подъездных окон – при необходимости;

– укомплектованность тепловых узлов поверенными контрольно-измерительными приборами – по согласованию с теплоснабжающей организацией.

В случае, если руководство управляющей организации не может предоставить доказательства выполнения хотя бы этого минимума требований по подготовке к зиме, вы имеете право потребовать не только перерасчет за некачественные коммунальные услуги. В судебном порядке можно добиваться изменения платы по графе «техобслуживание и содержание общедомовой собственности», в размер которой входит ежегодное выполнение всех этих работ.