«Приходят проверять мои показания по электросчетчику почти каждый месяц – потом в квитанциях насчитывают вдвое больше, чем я указываю в квитанциях, – жалуется наш читатель из Шахт Иван Сергеевич К. – Иногда приходят, когда меня дома нет, внучку малолетнюю пугают, требуют пустить во двор, где счетчики висят. Согласовывать даты проверки отказываются, какие именно показания снимают – не показывают. Имеют право?»
Нет, не имеют. Наш читатель совершенно прав по каждому пункту: проверяющие, которых нанимают поставщики коммунальных услуг для контроля показаний счетчиков, не должны себя так вести.
По закону такие проверки должны проходить не чаще раза в три месяца (до января этого года и вовсе раз в 6 месяцев). И уж тем более право контролеров на проверку показаний счетчика не может идти вразрез с конституционным правом гражданина на приватность частной собственности – без разрешения собственника ни в квартиру, ни во двор они войти не могут.
Поэтому процедура контрольного съема показаний с приборов учета должна проходить по согласию. Этот спорный ранее момент месяц назад прописали в постановлении правительства РФ № 1498.
Теперь если для проведения сверки показаний прибора учета нужен доступ в жилое помещение (или же, как в нашем случае – в частное подворье), представители исполнителя услуг обязаны выполнить ряд условий.
1) Они обязаны не позднее 14 дней до даты проверки уведомить об этом жителя «с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета».
2) Если потребителю срочно необходимо изменить дату проверки (например, поехать к врачу), он должен известить об этом проверяющих минимум за два дня до проверки и выбрать другое время и дату (максимальная разница – до трех дней).
3) При любом результате такой проверки должны составить акт. Если проверяющие не получили доступ к счетчику – обязаны зафиксировать, если удалось – сверенные цифры обязаны заверить подписью жильца или его представителя. Также в акте обязаны указать дату, место и время составления акта, состав участвующих в проверке лиц, причины проверки и выявленные нарушения, а также возражения жильца или иные замечания (если есть).
4) Одна копия этого акта вручается потребителю на месте и лишь в случае его отказа – направляется заказным письмом.
Что будет, если при выполнении всех этих процедур представителями энергосбыта наш читатель все равно откажется пускать их для сверки показаний счетчика? Первые три месяца обязаны начислять по показателям среднемесячного потребления, далее – по нормативу потребления с повышающим коэффициентом, равным с января этого года 1,5. С другой стороны, если из-за конфликта с проверяющими вас перевели в разряд «нормативщиков» без составления вышеуказанного акта – жалуйтесь в госжилинспекцию РО и прокуратуру.
Важный момент: чаще всего в районах области проверкой показаний счетчиков занимаются не сотрудники энергосбытовой компании (кто присылает вам квитанции), а нанятые подрядные организации. Поэтому жалобы клиентов по контактам, указанным в квитанции, начинают «футболить», мол, не наши это люди делают. В чем неправы: с проверяющей или энергосервисной фирмой заключали договор не жильцы, а энергосбытчики, им и контролировать действия своих подрядчиков. А жители вправе требовать ответ с той организации, которой они перечисляют средства за полученные коммунальные услуги.
В случае недопонимания жильцам стоит письменно обратиться в головной офис фирмы – поставщика коммунальных услуг, подробно описать все свои претензии и потребовать вплоть до предъявления вышеописанного нами акта использовать для начислений исключительно показания самого гражданина.