С января платежи за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды (ОДН), становятся не коммунальной, а жилищной услугой. Такие изменения вносит постановление правительства РФ № 1498 от 26.12.2016.

Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ

От перемены мест слагаемых…

Хоть и называют рассылаемые жильцам многоквартирных домов квитанции – «за коммуналку», в них выставляют платежи не только за коммунальные услуги: воду, электричество и отопление (при наличии), но и за жилищные услуги: техобслуживание и капремонт – по размеру общей площади квартиры. Раньше плату за ОДН нам начисляли в соответствующих графах за ту или иную коммунальную услугу, теперь ее просто перенесут в отдельную строчку. 

При этом, вопреки опасениям жителей, графа «техобслуживание» (она же – «содержание и ремонт общедомовой собственности») никаким образом не изменится. ОДН – это отдельный платеж «потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». «В финансовом плане для жителей многоквартирных домов ничего не меняется: никаких новых начислений не будет, – акцентирует замминистра ЖКХ РО Валерий Былков. – Нововведение просто изменяет структуру платежных документов». 

С примерной формой квитанции, где по-новому оформлены платежи за ОДН, можно ознакомиться на сайте регионального минЖКХ.


Дело не только в названии

Однако это «переименование» на самом деле имеет не только номинальный эффект: таким образом окончательно должна быть решена проблема слишком высоких платежей за ОДН. 

Теоретически проблема огромных начислений за общедомовое потребление воды или электричества должна была исчезнуть еще полгода назад, когда поправки в Жилищный кодекс РФ потребовали начислять ОДН исключительно в рамках норматива (определен для разных видов многоквартирных домов региональной службой по тарифам). Оплату за  потребленное сверх этого норматива обязана была брать на себя управляющая организация –  УК или ТСЖ (ЖСК). 

Пытаясь уйти от этих трат, управленцы стали активнее переводить своих клиентов-жильцов на так называемые «прямые платежи» – передавать право формировать квитанции и собирать средства за поставленные коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Вроде выгодно всем: управляющие организации не несут ответственность за неплательщиков, жители уверены, что их деньги идут по назначению, а ресурсники напрямую руководят процессом оплаты. Вот только общедомовые потери коммунальных ресурсов в этом случае «размазывали» по всем жильцам в полном объеме:  в данном случае требование начислять ОДН не выше нормативов  не действовало. 

Теперь эту лазейку прикрыли: в случае «прямых платежей» ресурсники обязаны выставлять жителям исключительно за потребленное ими по индивидуальным счетчикам. А  счет за ОДН – напрямую управляющей организации. Далее управленцы распределяют эти затраты между жителями по установленным нормативам, а недостачу погашают «из всех доступных источников финансирования». 


Как выживать управленцам?

При всех плюсах нововведения для жильцов управляющие организации при этом подходе могут оказаться на грани банкротства. Особенно если слишком большие ОДН получаются не из-за технических потерь в сетях, а из-за несогласованного сбора показаний счетчиков и воровства. И если управляющие компании имеют право на 10% собираемых по графе «техобслуживание» средств – все-таки коммерческое предприятие, то товарищество собственников жилья «своих» денег вовсе не имеет. Как быть? 

Переложить плату за сверхнормативные ОДН на плечи жителей можно исключительно по решению самих собственников. И только в том случае, если список оказываемых УК или ТСЖ услуг по обслуживанию дома больше «Минимального перечня работ по содержанию общего имущества». Тогда жители могут в качестве поощрения управленцев принять решение о погашении сверхнормативных ОДН из платежей за техобслуживание. Вариант: на общем собрании жители могут принять решение о создании фонда или введении целевых взносов для погашения этих трат. Можно, наконец,  определить список мер для снижения размеров ОДН. 

Санкции для «нормативщиков» и штрафы для воров

Впрочем, погашать недостачу за ОДН управленцы как исполнители коммунальных услуг могут с помощью штрафов и санкций – с этого года они ужесточились. В основном по отношению к  «нормативщикам» – жильцам, которые до сих пор не установили приборы учета. 

Так, жителей лишают права требовать перерасчета из-за их отсутствия в квартире: раньше для этого нужно было лишь предоставить доказательства, например, билеты или выписку из больницы. При отсутствии прописанных в квартире жителей все равно будут выставляться счета за коммунальные услуги по нормативу – на каждого из собственников помещения. «Эти меры должны простимулировать собственников все-таки оснастить квартиры счетчиками воды и электричества, – пояснил Валерий Былков. – Если в квартире никто не живет или долго отсутствует – приборы покажут нулевые значения». Более активно станет использоваться повышающий коэффициент: с января «нормативщики» будут оплачивать в полтора раза больше рассчитанного норматива потребления за безучетное потребление воды или электроэнергии. 

Эти нововведения не касаются жителей, которые не имеют технической возможности установить индивидуальные приборы учета. Доказать это можно с помощью комиссии, в состав которой входят представители управляющей и ресурсоснабжающей организаций. 

Повышаются штрафы и для тех, кто специально искажает показания приборов учета коммунальных услуг или делает несанкционированные подключения к кабелю или врезки в трубу. Размер штрафа рассчитают, исходя из суммы мощностей всех приборов в квартире, если бы они работали круглосуточно в течение трех месяцев. Если рассчитать невозможно – начисляют десятикратный норматив потребления. Одновременно с этим исполнители коммунальных услуг (управляющая или ресурсоснабжающая организация) получили право устанавливать свои дополнительные меры защиты приборов учета, например, антимагнитные наклейки или еще один комплект пломб – за свой счет, разумеется. Сокращается и минимальный срок проверки показаний счетчиков – с полугода до трех месяцев. 


Все расчеты по применению повышающих коэффициентов, штрафов и перерасчетов теперь должны быть прописаны в квитанции, а не в отдельных платежных документах.