Третий сезон почти тысяча жителей поселка Розет зимуют в холодных домах. Областное министерство ЖКХ принялось разбираться в ситуации.
На излете зимы дело с теплом в Розете реально сдвинулось с мертвой точки. В двухэтажных домах по улице Черемушки стало заметно теплее. Но нехватка тепла выглядит лишь частью системной проблемы, охватывающей практически все стороны устройства быта жителей поселка.
Сами они источником своих коммунальных бед считают прежде всего поселковую угольную котельную.
– Не хотят топить. Угля хорошего нет, одна порода и штыб, – убежден местный житель Александр Васильевич Цыганов.– После того, как корреспонденты из районной газеты приезжали да комиссия администрации проверила качество угля, завезли, наконец, хороший. И вот уже две недели, как батареи в квартирах потеплели. Почему же раньше тепла не было? Почему при включенных обогревателях максимум 16 градусов в комнатах было? Кто на этот вопрос ответит?
Ответить взялся глава Комиссаровского сельского поселения, в состав которого входит и Розет, Александр Сергеевич Ковалев. Из его слов следует, что дело вовсе не в топливе:
– Воздух у вас в системе был. А стравить его из системы было некому. Пока мы сами не пригласили слесарей. И сразу в домах стало тепло…
Мало-помалу картина прояснялась. Домам в розетовских Черемушках требуется регулярное обслуживание. Иначе говоря, управление. И обеспечить его способны либо управляющие компании, либо товарищества собственников жилья. Третьего, как говорится, не дано. Вернее, оно есть и носит название прямого управления. Но в условиях поселковых двухэтажек эта форма показывает невысокую эффективность. Хотя тот же А.В. Цыганов убежден в обратном:
– Мы в своем доме № 3 сами все заменили. И стояки, и канализацию. И с водой проблемы решили. И никто нами не управляет. Есть старший по дому, который все вопросы утрясает. И дешевле обходится…
Но, как замечает глава поселения, далеко не во всех домах такие сознательные жильцы и аккуратные плательщики. Плюс к этому есть коммунальные проблемы, которые в масштабах одного дома не решишь.
– Как убедить людей в том, что не одна только администрация обязана решать их проблемы? Как добиться аккуратных платежей за обслуживание? – Глава Комиссаровского сельского поселения пока ответов на эти вопросы не знает. Пока со многим удается справляться исключительно на энтузиазме да за счет собственных средств. Спасибо, еще руководитель Красносулинских теплосетей Александр Иванович Богатых поддерживает…
Уверен Ковалев, что решать коммунальные проблемы Розета можно только силами управляющей компании. В этом с комиссаровским главой полностью согласен и заместитель председателя Законодательного собрания области Сергей Александрович Михалев. Ему, депутату, избранному в донской парламент по Новошахтинскому округу, куда входит и территория Красносулинского района, приходится непосредственно сталкиваться с самыми острыми коммунальными проблемами Восточного Донбасса. И встретились мы с ним как раз в Розете. Туда Сергей Александрович приехал, чтобы вместе с муниципальными властями и представителями общественности поискать выход из ситуации. Не временный, как сейчас, а более надежный.
– Я считаю, что нет иного пути, кроме как вновь завести сюда управляющую компанию, – отметил он, комментируя итоги состоявшегося в поселке совещания с участием в том числе и представителей одной из УК.
Но тут есть и другая сторона медали: не горят желанием коммунальщики браться за розетовское хозяйство. И жилой фонд старый, и системы изношены. А для масштабных преобразований нужен соответствующий капитал. Как накопить его, если немало жителей поселка еще убеждены, что всем должна заниматься власть, а не какие-то там частные компании?
Как видим, при наличии стратегического курса на приход управляющих компаний четкой тактики решения коммунальных проблем Розета пока не выработано. Даже такой опытный практик, как С.А. Михалев, ограничился тем, что призвал местную власть и граждан к большей активности в этом вопросе. Собственно, то же повторил, комментируя ситуацию в Розете, и областной министр ЖКХ Андрей Фёдорович Майер:
– Теплоснабжение поселка Розет осложняется отсутствием обслуживающей организации. Той, которая бы непосредственно занималась подготовкой систем к отопительному сезону. В частности, проводила бы развоздушивание труб отопления. После обращения граждан в поселок были посланы специалисты. Они сумели во взаимодействии с теплоснабжающей организацией и муниципалитетом наладить температурный режим в каждом многоквартирном доме. Но на будущее мы бы настоятельно советовали гражданам во избежание повторения подобных ситуаций либо выбрать управляющую копанию, либо подключить к работе специализированную организацию…
При этом министерством сделан один принципиально важный шаг. Понимая всю сложность проблемы, здесь не только сами не закрыли на нее глаза, но и не стали скрывать ее от общественности. В частности, сделали ситуацию в Розете достоянием прессы. Характерно, что так министерство ЖКХ действует не впервые. И всегда подобная открытость давала желаемый результат. Будем надеяться, даст и на этот раз.
Видеорепортаж Владимира АПАРИНА