На вопросы читателей «НВ»  отвечает начальник Государственной жилищной инспекции Ростовской области Павел АСТАШЕВ
Окончание. Начало в №№ 201, 207.


– Валерий, Ростов. У знакомых управляющая компания банкротится (УК МУП «ЖЭУ-5»). Люди говорят о ней разное, а что на самом деле?

– В отношении МУП «ЖЭУ-5» начата процедура банкротства, но пока она не завершена. Эта компания существует, должна оказывать услуги по управлению домами, имеет право выставлять квитанции. Поэтому рекомендую: услуги ЖКХ оплачивайте (потом могут взыскать по суду), но ищите другую управляющую компанию, которая действительно сможет заниматься домом.


– Добрый день! Раида Ивановна Вас беспокоит, Ростов. Я живу по адресу: ул. 2-й Пятилетки, 4. Мы голосовали за то, чтобы домом управляла УК «Спецстрой», но вроде бы все-таки попадем под управление товарищества собственников жилья. Кто будет? Мы ждем вашего решения.

– А это не мы решаем, а вы. Решение о выборе управляющей компании или смене способа управления на товарищество собственников жилья принимают собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании. Сами жители вашего дома представили в Госжилинспекцию области 2 протокола. Протоколом от 4 апреля текущего года жильцы выбрали управляющую организацию «Спецстрой», однако протоколом уже 7 апреля собственники подтвердили свой выбор в пользу товарищества. Разумеется, в рассмотрение берется последний документ. В настоящее время домом должно управлять ТСЖ.


– Здравствуйте! Обращается к вам Павел Владимирович Добровольский. Я живу в Ростове на ул. Металлургической в доме № 20/1. Знаю, что сегодня жильцы имеют право выбора, платить ли им за свет на СОИД по показаниям общедомового прибора учета или по нормативу (в зависимости от решения общего собрания). Но даже если оно не состоялось, жильцы могут потребовать себе перерасчет в конце года в соответствии с показаниями ОДПУ. Я обратился в прокуратуру и ГЖИ и просил выдать предписание ООО УК «РИМ» производить начисления по оплате электроэнергии на СОИД по показаниям общедомового прибора учета и сделать перерасчет за время оплаты по нормативу согласно решению собрания собственников жилья. Мне отказали. Я хочу прояснить, почему?

– С 1 января 2018 года там, где есть общедомовой прибор учета, но люди платят по нормативу, есть возможность произвести перерасчет электроэнергии на СОИД один или два раза в год в порядке, установленном законом, но пока такой порядок не принят. Норма действует только в том случае, если на общем собрании принято решение по оплате по показаниям прибора учета. Сегодня в вашем доме такое решение принято, но перерасчет может быть произведен только с момента, когда закон вступил в силу. Вы же требуете перерасчета с более раннего времени. Это невозможно.


– Меня зовут Людмила Александровна Николенко. Я живу в Ростове на бульваре Комарова,30/4. Очень прошу разобраться с оплатой по отоплению. За него в нашем доме почему-то приходится платить на порядок выше, чем в соседней многоэтажке.

– Людмила Александровна, не совсем верно сравнивать оплату по теплу в двух домах. Если стоит общедомовой прибор учета, то на его показания оказывают влияние многие факторы. Здесь будет иметь значение, металлопластиковые стоят у вас окна или нет, имеет ли дверь доводчик, заизолированы ли трубы. От вас в 2018 и в 2019 годах обращений в Госжилинспекцию области не поступило. Вам необходимо направить обращение в инспекцию с приложением копий квитанций за те месяцы, которые вы считаете спорными. В этом случае Госжилинспекция проведет проверку. При выявлении нарушений будет выдано предписание произвести перерасчет.


Нина Леонтьевна, Новошахтинск:

– У меня сразу несколько вопросов. Например, в многоквартирном доме моют полы, выливают воду на газон, а жильцам считают этот объем как за водоотведение. Это же неправильно!

– За водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме обязывает платить закон. Плата складывается из суммы нормативов холодной и горячей воды. Исключение составляют случаи, когда на общем собрании собственников принято решение производить расчет по показаниям общедомовых приборов учета (при их наличии в доме ).

– А в чем разница между управляющей и обслуживающей компаниями? Должна ли иметь лицензию обслуживающая организация (в доме – 2 квартиры).

– Обслуживающая организация работает без лицензии, на основании договора между собственниками и компанией. В договоре определен конкретный перечень работ и услуг, которые оказывает компания, а также согласованный размер платы. Компания должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, иметь регистрацию в налоговых органах и банковский счет.

Управляющая компания обязана иметь лицензию. Она отвечает за качество предоставления услуг и выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.

– А надо ли заключать договор на обслуживание, если оно осуществляется по заявке жильцов?

– Договор с обслуживающей организацией может быть заключен с каждым жителем дома или по решению собрания уполномоченным лицом (председателем совета дома). Указание лицензии в договоре для обслуживающей организации не требуется.

– Можно ли устанавливать в квартирах дополнительное оборудование без согласия соседей? В многоквартирном доме в квартирах стоят теплогенераторы, колонки, а отопление – от котельной.

– В соответствии с требованиями статей 25 и 26 Жилищного кодекса РФ, если переустройство – установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно– технического, электрического или другого оборудования – требует внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, согласие всех собственников в доме обязательно.

– И последний вопрос: должно ли быть в доме противопожарное оборудование (доска, песок, шланги, ведро)?

– Ничего подобного, в том числе и огнетушителей, в подвалах, техэтажах и в холлах дома не требуется. В перечень работ по обеспечению требований пожарной безопасности многоквартирного дома включены осмотры состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, систем противодымной защиты. Огнетушителями в доме должны оснащаться помещения производственного и складского назначения, например, мастерские.


Валентина Васильевна, Шахты:

– У старого водомера срок поверки закончился, новый сказали поставить в колодце на улице. Счетчик поставила, но он там быстро сломался. Снова поставила его в комнате, но прибор не стали пломбировать. Теперь выставляют счет по нормативу. Судилась, суды  проиграны. Но ведь счетчик должен стоять в помещении, и только если нет другой возможности – в колодце. Что делать?

– Обязанности абонента сетей водоснабжения прописаны в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Потребитель должен обеспечить учет холодной воды* и обязан установить счетчик на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности своих сетей и организации водопроводно-канализационного хозяйства, если иное не установлено договором с ресурсником.**

Граница балансовой принадлежности – это линия раздела между владельцами сетей.  Граница эксплуатационной ответственности – линия раздела между владельцами сетей, установленная документами (договорами холодного водоснабжения,  водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором транспортировки сточных вод)*** .


Любовь Александровна, Ростов:

– Могут ли жители частного сектора рассчитывать на расчет платы за электричество по тарифу для жилых помещений, оборудованных электроплитами, если газа в доме нет, но по земельному участку он проходит?

– Да. Тарифы на электрическую энергию на 2019 год установлены постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2018 № 92/8. Для горожан, проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками,  применяются тарифы с понижающим коэффициентом 0,7.

Для применения такого тарифа при расчётах собственнику нужно предоставить исполнителю коммунальной услуги документы, подтверждающие факт оборудования электроприборами, то есть техническую документацию на помещение (технический паспорт жилого дома или квартиры).


* Пп. г) п. 35 Правил.

** В соответствии с п. 5 ст. ФЗ №416 и пп. д) п.35 Правил.

*** Ст.2 Правил.