В июне Верховный суд России вынес решение в пользу абонента, жительницы Ростовской области, которая не стала по требованию Водоканала переносить водомер в колодец, расположенный за пределами ее земельного участка, а оставила счетчик на прежнем месте в жилом доме. 

Спускаться в колодец, чтобы посмотреть показания счетчика, неудобно. Людям пожилым и с ограниченными возможностями здоровья это особенно тяжело. Решение Верховного суда дает надежду потребителям на то, что они смогут избежать подобных сложностей.

Общая проблема


С ситуацией, когда ресурсоснабжающая организация требует от потребителя перенести прибор учета в колодец к водоводу, находящемуся на  балансе Водоканала, столкнулись сотни, если не тысячи, жителей нашей области. Об этом не раз писала наша газета. У ресурсников довод один: если им не передан на баланс трубопровод к земельному участку, на котором расположен жилой дом, то абонент должен нести расходы на его эксплуатацию и установить прибор учёта в колодце рядом с центральным водоводом. 

И это притом, что десятилетия подряд счетчики стояли на границах земельных участков домовладений или в жилых домах, и всех это устраивало. Теперь есть и решение Верховного суда – аргумент неоспоримый: при замене прибор учёта можно оставить в жилом доме, где он и стоял ранее. Получать техусловия в таком случае не надо.

Конечно, каждое дело индивидуально, однако конкретно в этом случае судьи сочли незаконным требование Водоканала вынести счетчик из жилого дома за границу земельного участка в колодец. 

Одна победа

Дело развивалось следующим образом. У потребителя закончился срок эксплуатации счетчика, и он заменил его на новый. Для опломбировки владелица пригласила представителей Водоканала – ГУП РО «УРСВ». Ресурсники приехали, но опломбировку производить не стали. Сказали перенести счетчик за участок собственника – к границе водовода, переданного им на баланс, и обратиться в техотдел УРСВ для получения новых техусловий. 

Женщина с предложением не согласилась, а вместо этого через какое-то время обратилась  за помощью в Госжилинспекцию области. Поводом послужили счета за воду. Они были выставлены по нормативу, так как счетчик в эксплуатацию не ввели.

Госжилинспекция вступилась за потребителя и в своем предписании потребовала сделать перерасчет с учетом того, что счетчик должен был быть введен в эксплуатацию. ГУП РО «УРСВ» стало оспаривать предписание Госжилинспекции в судах. Сторонами по делу выступали Госжилинспекция Ростовской области и государственное унитарное предприятие «Управление развития систем водоснабжения».

Слушания проходили в нескольких инстанциях, но в конечном итоге устояла позиция ГЖИ: изменение места установки прибора учета возможно только при согласии абонента, а получение новых техусловий не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом. 

В итоге суд вынес решение, по которому ГУП РО «УРСВ» должно было сделать собственнице перерасчет с учетом показаний счетчика, а сам прибор был признан введенным в эксплуатацию.

Что должен знать потребитель?

Казалось бы, все хорошо. И по пути удачливого потребителя могут пойти и другие дончане, столкнись они со схожими проблемами. Однако для этого нужно немного разбираться в некоторых вопросах жилищного законодательства. Самые распространенные из них мы попросили прокомментировать Владимира Бабичева, председателя регионального общественного движения «Патриот» в защиту прав граждан в сфере ЖКХ.

– Что делать владельцам частных домов, если Водоканал потребовал сменить место установки счетчика в соответствии с выданными им новыми техническими условиями?

– Техусловия к месту установки прибора учёта воды установлены в подпункте «в» пункта 35 Правил холодного водоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Если абонент соблюдает эти условия, то требование Водоканала сменить место установки  счетчика незаконно. Правовые нормы законодательства о водоснабжении жилых домов допускают установку прибора учёта не только на границе земельного участка в колодце, но и в другом месте, например в доме.

Если Водоканал  настаивает на своих незаконных требованиях и препятствует вводу прибора учёта в эксплуатацию, нужно обращаться с жалобой в Госжилинспекцию и прокуратуру. Если таким образом проблема не решается, защищать свои права нужно в суде.

– Какими правовыми нормами регулируются отношения между абонентом и Водоканалом при заключении договора холодного водоснабжения?

– В п. 8 ст. 14 Закона № 416, в ст. 5 Правил холодного водоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее Правила № 644), установлено, что условия заключаемого гражданами договора холодного водоснабжения должны соответствовать условиям публичного типового договора. В договор могут быть включены дополнительные условия, не противоречащие нормам жилищного законодательства и условиям публичного договора.

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 (в ред. от 29 июня 2017 г., далее Договор № 645) утвержден публичный типовой договор холодного водоснабжения. Он не содержит обязательных требований к абоненту устанавливать счетчик только на границе эксплуатационной ответственности, то есть в колодце на границе земельного участка собственника.

В подпункте «г» п.12 Договора № 645 говорится, что абонент обязан установить счетчик холодной воды на границе эксплуатационной ответственности или ином месте, определённом договором. 

Формулировка подпункта «г» п.12 Договора № 645 соответствует условиям, установленным в п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в подпункте «д» ст. 35 Правил №  644 и в п. 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776.

– Кому принадлежит право выбора места установки счетчики, если иные места соответствуют техническим условиям в подпункте «в» пункта 35 Договора № 644?

– Это право принадлежит абоненту. Оно определено  в п. 2 ст. 1 ЖК РФ. Потребители свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и других оснований, предусмотренных жилищным законодательством. Составной частью жилищных прав   является  право на получение коммунальных услуг (п. 5 ст. 2 ЖК РФ).

– Какими законодательными актами регулируется место установки счетчика в жилом доме (домовладении)?

– В части 6 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что счетчики могут устанавливаться «на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение, при наличии технической возможности», если в соответствии с п. 81 техническая возможность установки индивидуального прибора в жилом доме определена по критериям, установленным  Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета...» для многоквартирного дома, жилого дома или помещения.


С публичным Договором № 645 и другими законодательными актами в сфере жилищно-коммунальных услуг можно ознакомиться на сайте регионального общественного движения «Патриот» в защиту  прав  граждан  в сфере  жилищно-коммунальных услуг: patriot-gkh.ru.