1 июля в России начали устанавливать «умные» счетчики – интеллектуальные системы учета электрической энергии. Они сами передают данные и защищены от мошенников. О том, как работает новая система и что изменится для потребителей, нам рассказал генеральный директор АО «Донэнерго» Сергей СИЗИКОВ.

– Сергей Валентинович, при каких условиях устанавливают «умные» счетчики?

– С 1 июля 2020 года в соответствии с федеральным законодательством ответственность за установку приборов учета электро­энергии перейдет к энергетическим компаниям, потребитель за нее теперь не будет вносить ни копейки. С 1 января 2022 года устанавливать будут только «умные» приборы учета, которые включены в интеллектуальную систему учета электрической энергии. АО «Донэнерго» в рамках своей деятельности на данный момент установлено более 172 тыс. приборов учета, позволяющих дистанционно снимать показания, в том числе по Ростову – 36 тыс. шт. Постепенно новая технология придет к каждому абоненту. Но в первую очередь «умные» счетчики за счет сетевой организации или гарантирующего поставщика будут устанавливать для новых абонентов в процессе технологического присоединения, а также тем, у кого прибор учета отсутствует, вышел из строя, утрачен, истек срок эксплуатации или межповерочный интервал.

– Что значит «счетчик утрачен» – потерялся?

– Счетчик считается утраченным, если результаты измерений и информация о его состоянии не будут поступать в течение 180 дней с даты последнего снятия показаний или в том случае, если к счетчику были дважды не допущены контролеры.

Вышедшим из строя прибор будет считаться в нескольких случаях: если не отображает результаты измерений или делает это некорректно, при механическом повреждении и при нарушении контрольных пломб или знаков поверки. О том, что прибор сломан, абонент должен сообщить вовремя, иначе последуют санкции.

Проверить, истек ли срок межповерочного интервала, потребитель может на сайте Росстандарта, учитывая год выпуска прибора.

Срок эксплуатации счетчика определяется руководством по эксплуатации или описанием типа средства измерения на данный тип счетчика (находится на сайте Росстандарта). Если такой информации нет, истечение срока эксплуатации можно считать ненаступившим.

Счетчики, которые использовались на 1 июля 2020 года, могут эксплуатироваться до истечения их межповерочного интервала, срока эксплуатации или до момента выхода их из строя или утраты.

– Во сколько обходится абонентам установка и оформление интеллектуального счетчика?

– Для потребителей – это бесплатно. Сетевые организации и гарантирующий поставщик обязаны обеспечить учет электрической энергии за счет собственных средств. Их расходы учитываются в составе сбытовых надбавок, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение. Однако затраты, понесенные при установке приборов учета сетевыми организациями и гарантирующим поставщиком, не повлекут за собой повышение тарифов – оно регулируется предельными индексами изменения платы граждан за коммунальные услуги.

– Чьей собственностью является счетчик и кто несет ответственность за его сохранность и точность показаний?

– Интеллектуальные счетчики – это собственность компании, которая их установила, она же в ответе за съем показаний и за проведение поверок. Это или сетевая организация, или гарантирующий поставщик. При этом все те потребители с обычными счетчиками, которые не включены в интеллектуальную систему учета электроэнергии, сами несут ответственность за передачу показаний.

За точность измерений прибора отвечает завод-изготовитель или организация, осуществившая поверку. За сохранность и целостность счетчика в ответе сам потребитель. Если прибор будет поврежден или у него повреждена пломба, убытки сетевой организации обязан возместить абонент.

– А какие еще обязанности будут у абонента с установкой «умного» счетчика?

– Потребитель должен обеспечивать соблюдение сохранности и целостности прибора учёта и доступ к нему для проведения проверок.

– Где в многоквартирных и частных домах устанавливаются интеллектуальные счетчики?

– Они должны быть установлены в местах, указанных в документах о технологическом присоединении или актах допуска в эксплуатацию. При отсутствии такой информации или отсутствии технической возможности установки в указанных местах счетчик устанавливают на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики.

Если нет возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, его ставят в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки, на фасаде дома, ближайшей опоре.

Если контролера дважды не допустили к месту установки прибора, счетчик считается утраченным и новый прибор учета будет установлен на границе раздела балансовой принадлежности.

– Как все-таки работает интеллектуальный счетчик?

– Сбор данных проходит в автоматизированном режиме. Интеллектуальный счетчик позволяет снимать показания дистанционно, следить за качеством электрической энергии, фиксировать уровень напряжения и частоту. установка нового счетчика практически исключает возможность несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, так как счетчики сами сообщат об аварийных событиях сетевой организации или гарантирующему поставщику.