В редакции газеты состоялась прямая линия с общественным жилищным экспертом Общественной палаты Ростовской области Владимиром БАБИЧЕВЫМ


Тему разговора мы заранее обозначили: счетчики. Как теперь будет проходить поверка, что делать тем, у кого срок работы приборов закончился в прошлом году… Но ограничиться этой «узкой» темой наши читатели не смогли. Спрашивали и о других аспектах отношений с ресурсниками.

В апреле 2020 года Правительство Российской Федерации своим постановлением № 424 приостановило взыскание неустойки с потребителей жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, жильцы могли не поверять счетчики и не менять их.  Вызвано такое решение было необходимостью соблюдения строгих мер самоизоляции из-за коронавируса. Но с 1 января 2021 года действие постановления закончилось. Как теперь быть с не поверенными вовремя счетчиками?


– Добрый день, Владимир Владимирович.

– Здравствуйте.

– Валентина Федоровна Кошкарева вас беспокоит. Мне 75 лет, я инвалид второй группы. Сейчас пандемия, и заразиться никак не хочется. Но я же не знаю, есть ли у специалистов, которые поверяют счетчики, прививки от коронавируса. Что делать?

– С 1 января этого года возобновляется поверка приборов учета. Специалисты, которые приходят к вам в дом, должны соблюдать все меры предосторожности (быть в масках, обрабатывать руки антисептиками). Вы обязаны пустить их в дом. Требуйте, чтобы надели маски.

– Ясно. Буду знать.


– Здравствуйте! Ольга Михайлова, Ростов. Перед новым годом у меня закончился срок службы электросчетчика. Энергетики должны установить его за свой счет? Какой закон говорит об этом?

– Правила установки счетчиков прописаны в постановлении правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Если вы живете в частном доме, по поводу поверки счетчика надо обращаться в сетевую электроснабжающую организацию, которой вы оплачиваете электроэнергию, в многоквартирном доме – к гарантирующему поставщику «ТНС энерго Ростов-на-Дону». Обращение делаете в письменном виде в двух экземплярах. Один из них, завизированный сотрудником организации, с датой приема, останется у вас на руках для подтверждения факта вашего обращения. 

Покупать счетчик и платить за его установку и поверку вам не придется, ваша обязанность – смотреть за сохранностью установленного прибора и пломбы.

– Понятно. Всего доброго.


– Добрый день! Валерий, Ростов. У бабушки срок службы водяного счетчика истек осенью, а теперь выставляют ка­кие-то непонятные суммы – не по счетчику, не по нормативу…

– Если срок эксплуатации счетчика закончился в прошлом году после  6 апреля, то до 1 января 2021 года вы имели право платить все равно по его показаниям. С нового года счет вам должны выставлять исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям счётчика за период не менее 6 месяцев. Если вы не успеете в течение трёх месяцев поверить счётчик, то исполнитель коммунальной услуги имеет право начислить плату за апрель по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.

– Спасибо, понял.


– Добрый день! Любовь, Азовский район. У меня – частный дом. Сказали, что в феврале будут устанавливать на проводах элетросчетчики. Это – «умные» приборы?

– Счетчики, установленные за пределами вашего участка, ресурсоснабжающая организация ставит с целью дополнительного контроля над расходами собственника.  Вы же имеете право требовать, чтобы все расчеты производились по прибору учета, расположенному на вашей территории. В случае обнаружения в процессе сверки расхождения в показаниях приборов учета более чем на погрешность измерения составляется акт сверки показаний приборов учета.

Электроснабжающая организация имеет право потребовать проведения внеочередной поверки вашего счётчика.«Умные» приборы действительно будут устанавливаться, но – на вашей территории (Определение ВС РФ от 29.12.2020 №309-ЭС20-22247). 

Вы должны следить за его сохранностью и пломбой. Остальное – не ваша забота.

– Буду знать, спасибо.


– Дмитрий Фоменко вас беспокоит. У меня садовый  домик в станице Старочеркасской. Газовики в прошлом году приехали туда с проверкой, когда меня даже в области не было. Заранее о своем приезде не предупредили, а потом стали делать начисления по нормативу. Я сразу же обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» с претензией. После моего обращения начисления по нормативу делать перестали, но сказали, что так поступили исключительно в моем случае. Получается, что они мне одолжение сделали?

– Формально постановлением правительства от 02.04.2020 №424 была приостановлена поверка, а не проверка, счетчиков. Однако, если исходить из цели постановления, которое было призвано защитить граждан от коронавирусной инфекции, ограничив доступ исполнителей коммунальных услуг в жилое помещение, газоснабжающая организация должна была перенести поверку счётчика на январь 2021 года. Поэтому в вашем случае следовало обратиться в оперативный штаб при правительстве РО, который создан на период пандемии, в нем занимаются решением подобных ситуаций. Впрочем, проблема все равно разрешилась после вашего обращения к газовикам. Но начислений по нормативу в  тот период, вы правы, вам никто не должен был делать.

– Вот это я и хотел услышать!


– Здравствуйте! Татьяна Павловна, Ростов. Управляющая компания предложила на общем собрании установить тариф на содержание и ремонт жилья в 20,54 р. (был 15,41). 80 % собственников проголосовали против. Однако в квитанциях начисления сделали с учетом нового норматива. Это правомерно?

– Чтобы говорить о правомерности, нужно иметь на руках протокол решения общего собрания  и решения собственников. Если их нет, следует обратиться в Госжилинспекцию области. Эти документы должны быть переданы УК в течение 5 дней после проведения собрания собственников. По нормам ЖК РФ протокол общего собрания – официальный документ. Если УК произвела подмену протокола, то она может быть привлечена к уголовной ответственности.


– Здравствуйте, меня зовут Евгений Иванович Макеев, Ростов. В квартире нет холодной воды. Всю жизнь пользуюсь колонкой на улице. Плачу по нормативу, и это получается значительно дороже, чем если бы оплачивал реальные расходы. Мне рекомендуют поставить в колонку счетчик. Но это мне не подходит, потому что колонкой пользуются и другие.

– Эта ситуация регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, ст. 123. Ресурсоснабжающая организация (РСО) не может рекомендовать ставить счетчик вне вашей территории. Счетчик ставится только в том случае, если колонка  – на земельном участке собственника. И по правилам вы должны платить по нормативу, установленному РСТ РО, тут ничего не сделаешь.


– Здравствуйте! Владимир Степанович Мельников, Волгодонск. Хотим поменять стояк на кухне. Это – общее имущество. Был капремонт, но мы не принимали в нем участия. Капремонт в доме уже закончен. Теперь мы готовы провести замену стояка за свои деньги (это 3–5-й этажи). Но собственник со 2-го этажа нас не пускает. Сейчас мы обратились в УК и прокуратуру. Пока – никакой реакции. Что делать?

– Если жильцы решили сделать капремонт общего имущества в квартирах одного подъезда за свой счет, а не за счет средств регионального оператора, нужно собрать общее собрание собственников, получить разрешение на проведение капремонта в вашем подъезде. Дальше избирается собственник, который будет следить за проведением капремонта (ответственный за проведение капремонта). Если кто-то из жильцов откажется пустить в квартиру для проведения ремонта, то составляется акт о недопуске и собственник предупреждается, что в случае ЧП он будет нести ответственность за весь нанесенный ущерб (разумеется, при условии, что причиной ЧП стало отсутствие капремонта).

Дальше ответственный за проведение капитального ремонта (по решению общего собрания собственников) обращается в суд, чтобы попасть в квартиру и все-таки доделать капремонт.

– Непросто.

– Да. Но это – законный путь.


– Добрый день. Ваш постоянный подписчик Ткачев. Живу в 12-квартирном старом доме без управляющей компании, и никто не хочет нас брать под свое крыло. С августа 2020-го общедомовые нужды стали выставлять в 4 раза дороже. Что делать?

– Все дома на непосредственном управлении до июля 2020 года платили за общедомовое потребление в пределах норматива, все, что сверх нормы, оплачивал ресурсник. Теперь – по-другому, вся оплата ложится на плечи потребителя. Что делать? Перейти под управление управляющей компании. Если не находите такую, обращайтесь в администрацию района. Там обязаны найти вам УК по конкурсу.


– Здравствуйте! Вам звонит Полина Аврамовна Андреева. Живу в Ростове в многоэтажке. В нашем доме есть мусоропровод, но он не действует. Раньше за содержание и ремонт жилья брали без учета мусоропровода, а теперь в тариф включили его обслуживание. Обращалась в управляющую компанию, там сказали, что раз мусоропровод есть по проекту, значит, его обслуживание должно быть учтено в тарифе. Так ли это?

– Мусоропровод, как и лифт, относится к общему имуществу дома. Когда УК предлагала на общем собрании тариф на обслуживание дома, туда должны были включить все составляющие, из которых складывается обслуживание, в том числе мусоропровод. Чтобы исключить общее имущество из эксплуатации, также нужно решение общего собрания. Без него никакого изменения тарифа быть не может.


– Здравствуйте! Владимир Чернобылов. У меня частное домовладение, счетчик – в колодце. 5 января 2021-го у него истекал срок поверки. Я, зная об этом, заранее, в 2020 году, обратился в организацию по поверке. Но получил ответ: пока не будет +100, поверять не можем. Теперь звоню в Водоканал, а там показания не принимают, говорят, счетчик не поверен…

Постановлением правительства от 02.04.2020 №424 с 06.04.2020 по 01.01.2021 была приостановлена поверка приборов учёта. Следовательно, поверка счётчика может быть произведена в январе месяце. По истечении срока поверки  (с 5 января 2021 г.) показания прибора учета не принимаются, и это справедливо. Очень жаль, что у вас нет письменных или иным образом зафиксированных обращений в Водоканал, именно они помогли бы вам осуществить поверку счетчика в ближайшее время. 

Сейчас счет вам должны выставлять, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям счётчика за период не менее 6 месяцев. Такое начисление может производиться в течение трех месяцев. Если не успеете поверить счётчик в этот период, то плату станут брать по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5.

Чтобы поверить счетчик, требуется его демонтаж. Для этого необходимо направить заявку в ресурсоснабжающую организацию (РСО). В заявке указываете (не менее чем за 2 рабочих дня) планируемую дату демонтажа счётчика. Если представитель РСО не явился в указанное время, счётчик демонтируется и передаётся в поверку.

Для ввода в эксплуатацию счётчика (после поверки) необходимо направить заявку в РСО. В заявке указываете предполагаемую дату ввода счётчика в эксплуатацию. Если  РСО не может по каким-либо причинам направить представителя в указанную дату, то в течение 3 дней со дня получения заявки согласовывает с абонентом иную дату, которая не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки. Если РСО не направила своего представителя в течение 15 дней со дня получения заявки, то узел учета считается допущенным к эксплуатации.

РСО не имеет права требовать плату за пломбировку и ввод счётчика в эксплуатацию.

Эти нормы установлены постановлением правительства  от 04.09.2013 № 776.


– Добрый день! Александр Антонович Каргин, Боковский район. Меня заставляют менять счетчик на холодную воду, а ведь он рассчитан на 12 лет…

– Срок эксплуатации прибора учета определяет изготовитель. Пока он не подошел к концу, проведите поверку.

– А кто должен проводить поверку?

– Сегодня на это имеют право только компании, имеющие аккредитацию в национальной системе аккредитации – в «Росаккредитации». Лучше всего удостовериться в этом лично, зайдя на сайт «Росаккредитации». Или хотя бы спросите соответствующий документ об аккредитации у специалистов компании.

После поверки счетчика результаты должны появиться на сайте Росстандарта (одной справки на бумаге теперь недостаточно – она не имеет юридической силы).

Если счетчик меняете сами, уведомляйте об этом Водоканал. Его сотрудники придут, снимут показания, проверят пломбу, после чего вы можете менять прибор. Делать это нужно в присутствии сотрудников ресурсной организации, потом они бесплатно опломбируют счетчик. 

Кстати, если вы условились с Водоканалом о времени замены счетчика, а сотрудники вовремя так и не прибыли, вы вправе менять прибор без их присутствия. 

Знайте свои права и отстаивайте их. Много полезной информации, касающейся правового направления сферы ЖКХ, можно почерпнуть на сайте patriot-gkh.ru. 

Там же вы сможете оставить свои вопросы, на которые я постараюсь ответить. 

Видео Владимира Апарина