Последние изменения в системе защиты прав потребителей обсуждали на региональном форуме, организованном министерством экономики РО.

В нем приняли участие общественные организации по защите прав потребителей ЮФО и других регионов России, представители государственных органов и предприниматели.

Несмотря на то, что Федеральный закон о защите прав потребителей в России — один из самых жестких в мире, контроль за качеством товаров и услуг в нашей стране достаточно низкий.

— Сейчас для России стоит задача не допустить значительного ухудшения качества товаров и услуг, — считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — Из-за кризиса производители стараются сэкономить в первую очередь на качестве.

Тому подтверждение — результаты экспертиз, проведенных в рамках областной программы по защите прав потребителей. Проверки выявили нарушения, в том числе и опасные для здоровья, в каждой пятой пробе продуктов.

— Много лет у нас был перегиб в сторону защиты интересов именно покупателей. Все это не лучшим образом сказалось на бизнесе. Из-за обязанности постоянно собирать кипы документов предприниматели просто «уходили в тень», — поясняет сложившуюся ситуацию министр экономики РО Владимир Бартеньев. — Потребитель от такой «защиты», понятно, тоже не выиграл.

С июня этого года число плановых проверок производителей уменьшены в разы. Основной контроль качества теперь — заявительный. А поводом для проверки внеплановой может стать ваше заявление. Причем обращаться потребитель имеет полное право не только в Роспотребнадзор, но и прямо в прокуратуру.

Но вот парадокс. Более 80% населения хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями своих потребительских прав. А защищают их единицы.

Социологические опросы показывают, что более трети жителей РО понятия не имеют ни о своих правах, ни о том, куда следует обращаться в конфликтной ситуации. Поэтому, по мнению чиновников, первая помощь в этом со стороны государства — доступная для потребителей информация. На это направлена действующая уже второй год областная программа по защите прав потребителей.

За это время организованы бесплатные консультативные центры по всей области. Узнать их адреса, телефоны и режим работы можно на сайте zppdon.ru в подразделе «Общественные приемные». Более 20 человек в день обращаются за советом по телефону «горячей линии» 300-6-300, который действует и сейчас. Кроме этого, в открытом доступе существует база данных судебных решений по вопросам защиты прав потребителей (http://zppdon.ru /cdb/public_html).

Конечно, и культуру потребления тоже никто не отменял: прежде чем идти скандалить в магазин, нужно внимательно прочитать инструкцию, а перед подписанием договора прочесть все, что написано там мелким шрифтом. Эта тема — еще одно направление в линии защиты прав потребителей.

Помочь разобраться в вопросах потребительского права могут и СМИ. В рамках регионального форума прошел конкурс «Сильно сказано», в котором приняло участие более 20 изданий и телерадиокомпаний области В номинации «Лучшее издание, регулярно освещающее тему защиты прав потребителей», газета «Наше время» получила награду за рубрику «Клуб потребителей». А наша коллега Любовь Позднякова оказалась среди призеров номинации «Лучший авторский печатный материал на тему защиты прав потребителей». Всего на конкурс было представлено более 300 журналистских работ, позволяющих читателям и зрителям разобраться в тонкостях потребительской самозащиты.

Повышать потребительскую грамотность организаторы форума планируют не только журналистским словом, но и используя PR-технологии. Свои идеи участникам форума представили студенты «PRофшколы»: создание множества call-центров для потребителей, групп «быстрого реагирования» на жалобы, «будки гласности». По словам начальника управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики РО Андрея Иванова, некоторые из этих идей будут реализованы уже в следующем году.