Юристы предупреждают: оригиналы документов, подтверждающих ваши права, не отдавайте никому. Даже «на время».

Специалисты, защищающие права потребителей, столкнулись в последнее время с новой проблемой: сервисные центры, принимая товар на диагностику или ремонт, требуют у покупателя ВСЕ документы. Отдав чек, гарантийный талон и договор купли-продажи, человек остается с пустыми руками. И о своих бедах может рассказать юристам лишь, как говорится, вербально.

— В правовом поле ведь как? Есть у тебя документ — и твои права начинают действовать, нет документа — и каждый шаг становится почти неразрешимой задачей, — комментирует юрист Союза защиты прав потребителей «Донской союз» Евгений Миронов. — Передав все, что подтверждало его право владения товаром, сервисного центру, человек фактически становится его заложником. Теперь ему даже трудно доказать сам факт покупки товара. Разве что, найти свидетеля, который присутствовал в этот момент в магазине. По закону, при наличии свидетелей отсутствие товарного и кассового чека не лишает потребителя права требовать реализации своих требований, но на практике это сложно.

Недавно в союз защиты прав потребителей пришла женщина, купившая дорогой мобильный телефон в одном из магазинов Ростова. Телефон сломался, и она отнесла его на ремонт. «Нет деталей», — единственный ответ, который она слышала от сотрудников сервисного центра достаточно долго. Все сроки прошли, но претензию написать нереально — у покупательницы нет даже данных телефона, ничего, подтверждающего ее приход в сервисный центр и то, что она оставляла там покупку…

— Эта проблема порождена незнанием, — считает Миронов. — Людям просто не приходит в голову, что то, что от них требуют, — незаконно. Особенно если с ними говорят вежливо и тактично, объясняя необходимость забрать документы производственными причинами.

— А какие документы вправе потребовать сервисный центр?

— Чтобы забрать — никакие. Во время приемки аппаратуры на ремонт сотрудник центра может попросить гарантийный талон. А вообще потребитель должен не отдавать документы, а получать! Вначале — направление на ремонт от продавца в магазине. На моей памяти его еще никому не давали, но спросить-то ведь можно? Это обозначит вашу активную потребительскую позицию. От сервисного центра — вот это уже обязательно! — акт приемки товара. Иногда его называют «заявкой» или как-то еще. Не так важно название, как то, чтобы документ был оформлен по правилам. Первое, в нем должен быть описан внешний вид вещи: наличие или отсутствие повреждений; если их нет, в документе пишут: «внешних повреждений и следов залития не обнаружено». Это может сыграть роль в дальнейшем, если вдруг возникнет спор о времени и причинах поломки прибора. Второе — характер недостатка, из-за которого аппарат принесли в сервисный центр. Третье — должны быть указаны реквизиты прибора (его модель, серийный номер и так далее — чем больше, тем лучше), должна стоять дата, подпись сотрудника и печать. Вот такой документ может быть доказательством в суде. Все остальные — с меньшей долей вероятности. Забирать у вас оригиналы документов сервисный центр не вправе, но может попросить ксерокопию.

Если же человек по каким-то причинам все-таки решил отдать оригиналы, у него на руках должна быть расписка с перечнем всех бумаг,  количества  листов, с датой, печатью и подписью.

Следует помнить: нежелание оформлять документацию как следует — отнюдь не безалаберность, а стратегия людей, думающих на несколько ходов вперед.

— В машине ломался двигатель, — рассказывает другую историю Евгений Миронов. — Хозяин ремонтировал ее в автотехцентре, но никаких бумаг при этом ему не давали. «Мы заняты, сейчас некогда заниматься писаниной, если надо, мы все оформим вам позже». Ремонтируют машину — возвращают владельцу, и так несколько раз. Акт об оказании услуг и заказ наряда при этом не оформляется. Раз поломка, два поломка — понятно, что машину надо возвращать, это существенный недостаток, но как доказать факт ремонта без документов? Да, потребителю вроде как «обещали» оформить документы. Но что в них напишут, если уже понятно, что человек делает их для написания претензии или обращения в суд?

Закон «О защите прав потребителей» защищает нас хорошо. Различные перипетии отношений с поставщиками товаров и услуг там описаны довольно подробно. Вот только мы этих подробностей не знаем. Наивно думать, что и другая сторона действует наобум. Занимаясь много лет подряд одной и той же деятельностью, эти люди прекрасно знают свои риски и выгоды. Так что давайте же и мы приложим усилия хотя бы для того, чтобы содержать документы в порядке и не бояться идти на конфликт. Это трудно только первые несколько раз.