В прошлом году в азовской общественной приемной по защите прав потребителей получили бесплатную консультацию 163 человека.

— Недавно установила в доме металлическую входную дверь. Ударили морозы — на двери с внутренней стороны начал намерзать лед. В магазине один ответ: «Обращайтесь к директору». А директора застать невозможно, — делится своей бедой пенсионерка Татьяна Новикова.

Продавцы, с которыми общалась Татьяна Карповна, либо не знали закон, либо хорошо притворились неосведомленными. Ведь на самом деле  общаться с руководством магазина покупательнице не к чему. Достаточно написать заявление на имя директора с четким изложением возникших проблем и своих в связи с этим требований. В двух экземплярах, один из которых передается продавцу в магазине, а другой — с подписью продавца и датой — остается у потребителя.

Юрист Азовской городской общественной организации «Общество защиты прав потребителей» Оксана Продай помогает Новиковой оформить претензию грамотно.

— Женщина сразу определилась: что все, что ей нужно, — сделать уже установленную дверь пригодной к использованию. Судя по описанию, дверь либо установлена с нарушениями, либо имеет

плохую изоляцию. Можно было бы пойти по другому пути — вначале провести экспертизу, потом с доказательствами на руках требовать от магазина компенсацию расходов и возврата денег, нет — идти в суд. Но попробуем договориться по-хорошему. Это выгоднее и для Новиковой, у которой не так много сил, и в конечном счете для магазина тоже. Иногда важнее найти компромисс, чем идти на принцип.

Без «Кирби» не обошлось

С чем обращаются люди? Чаще всего побуждают прийти за советом юриста проблемы с сотовыми телефонами. Второе место делят поровну бытовая техника, сфера ЖКХ, автомобили, строительство. Есть и обращения, идущие сериями:

— Как только ударили холода, посыпались жалобы от жильцов, въехавших в новые многоквартирные дома, — рассказывает Оксана Продай. — Металлопластиковые окна пропускают холодный воздух, люди мерзнут, а на стеклах появляются запотевания или намерзания.

Такой недостаток должны исправлять застройщики, но зачастую они в течение положенных 10 дней никак не реагируют на жалобы покупателей. Ноу-хау  азовских правозащитников заключается в том, чтобы отсчитывать неустойку за задержку от стоимости не окна, а целой квартиры. Это ведь брак всего товара — то есть купленного жилья. Сумма на порядок больше, реакция продавца оперативнее.

— Другая серия обращений была, наоборот, летом, — вспоминает руководитель общественной организации Константин Лыга. — В продаже появились дешевые китайские двери, которые выдавались за отечественные. Эти двери можно было открыть консервным ножом. Без маркировки, зато с инструкций, распечатанной на цветном принтере. На нашу просьбу назвать производителя дверей предприниматель никак не отреагировал. Мы помогали людям вернуть деньги, опираясь на нарушение ст. 10 закона «О защите прав потребителей» — непредоставление необходимой и достоверной информации о товаре.

Приходили в приемную и потребители, подписавшие договоры на покупку скандально известных пылесосов «Кирби». Сначала фирма-дистрибьютор легко расторгала договоры и первым троим покупателям деньги вернула. Потом заартачились — пришлось идти в суд. В одном случае было заключено мировое соглашение, и еще один договор был расторгнут решением суда.

Выиграть дело — это полдела

По наблюдениям правозащитников, чем меньше фирма, тем проще уладить потребительский конфликт. Еще одна закономерность: в конфликте между потребителем и продавцом из-за качества товара легче идут на контакт местные предприятия.

— Предпринимателей вызываем, разговариваем с ними. Они заинтересованы в этом, потому что потребители ведь делают свой выбор, исходя в том числе и из той информации, которую получают от юристов.

В результате люди предпочитают покупать товары и заказывать услуги у местных производителей. С ними будет проще решать проблему, чем с фирмами, чья «голова» находится в другом городе. Предположим, что суд выигран, но юридический адрес фирмы находится в Москве или где-нибудь в Иркутске. Туда направляется исполнительный лист. И даже если он не потеряется по пути, сколько пройдет времени, пока решение суда будет исполнено? И вот московские и другие иногородние фирмы стали открывать в регионах филиалы, имеющие статус юридического лица.

Как показывает практика, выиграть суд — зачастую только половина пути. Ведь главное — добиться исполнения решения суда. Некоторые решения не будут исполнены вообще никогда.

— К примеру, в конце прошлого года у нас была серия исков к фирмам ООО «Диксис-Маркет» и ЗАО «Беталинк», торгующим мобильными телефонами, — рассказывает Оксана Продай. — Дела мы выиграли. Ну и толку? Компании исчезли после нового года. С кого брать деньги?

Или еще один случай: предприятие ООО «Донквартстрой» собрало средства на долевое строительство. Дом почти построен, но не подведены коммуникации — жильцы требуют неустойку. Суд признал нас правыми. Но у предприятия нет денег на выплату неустойки, как нет денег и закончить строительство.

Статистика: из судебных решений в пользу Общества защиты прав потребителей за прошлый год исполнено на данный момент около 30 процентов.

— Если служба судебных приставов не торопится разыскивать должников, мы не успокаиваемся, — говорит Оксана Продай. — Звоним и пишем в Управление судебных приставов и в суды, теребим, надоедаем. Помогаем не только до того, как суд вынесет решение, но и после.

Общественные приемные по защите прав потребителей, где можно получить консультацию юриста бесплатно, созданы в рамках Областной программы по защите прав потребителей, которая стартовала в 2008 году. Действуют приемные еще в 10 городах области, включая Ростов.

Общественные приемные по защите прав потребителей в Ростовской области расположены в таких населенных пунктах, как:

Белая Калитва — 8 (86313) 4-15-90

Гуково — 8(86361) 5-28-18

Волгодонск — 8(86392) 2-08-01

Зерноград — 8 (86359) 348-42

п. Зимовники — 8(86376)3-38-02

Каменск-Шахтинский — 8 (86365) 7-47-59

Новочеркасск — 8 (86352) 49-006

Ростов — (863) 235-19-00

п. Целина — (86371)9-59-39

Шахты — (8636)26-27-00.

Азовская общественная приемная открыта для посетителей с 9 до 13 часов по понедельникам и средам. Находится она по адресу ул. Маяковского, 77, позвонить туда можно по телефону 6-30-63.

Перед тем, как идти на прием, уточните время работы по телефону. Внимание: в спектр услуг, оказываемых бесплатно, представительство в суде не входит.