Сальмонелла в окороках, бактерии группы кишечных палочек в масле, порошковое молоко и поддельные соки… Итоги прошлогодних исследований, проводимых в рамках областной целевой программы по защите прав потребителей, встревожили многих.
О том, как аукнулись производителям выясненные в ходе проверок факты, корреспондент «НВ» выяснял у Андрея ИВАНОВА, начальника управления потребительского рынка товаров и услуг Минэкономики Ростовской области.
Андрей Николаевич, удалось ли наказать нарушителей?
Выявлять и наказывать нарушителей должны
Но это вовсе не значит, что выявленные факты нарушений пройдут безнаказанными. Полученные результаты мы направили в правоохранительные и контролирующие органы. Предприятия, в продукции которых обнаружились серьезные нарушения, были оштрафованы на сумму более 250 тыс. рублей.
Но на сегодняшний день закон РФ № 294 не позволяет совершить полную внеплановую проверку предприятия, даже используя полученную в результате экспертиз информацию. Закон четко регламентирует: поводом для таких мероприятия может стать только заявление или жалоба физического лица. Без жалобы потребителя контролирующие органы не могут проводить проверку чаще раза в 3 года. Пока что мы прорабатываем вариант: обратиться в органы местного самоуправления, которые могут представлять в суде неопределенный круг потребителей.
Получается, что роль «практических работ» больше информационная?
Да, но эффект от этого куда больший, чем если бы мы сами штрафовали производителей. Так, после огласки результатов экспертизы к нам высадился «десант» от «Ставропольского бройлера»: ставропольцы даже приехали с представителем своей лаборатории. После всех публикаций в СМИ у них снизились продажи на 30%. И работники этого предприятия затратили очень много усилий, чтобы восстановить свою репутацию.
Предприятия не столько боятся тихо наложенных штрафов, как широкой огласки результатов исследований. В этом и заключается цель нашей программы: информирование покупателей о том, какие опасности их предостерегают на рынке.
Планируется ли продолжение подобных экспертиз в этом году?
Из 3.1 миллиона, выделенных на реализацию программы в этом году, 1.7 запланированы на сравнительные исследования и независимые экспертизы. Перечень продуктов согласовывается, исходя из того, какие товары вызывают наибольшую обеспокоенность. У нас есть возможность проверить не только товары, но и услуги, которые получают потребители. Например, как оказываются услуги общественного питания или химчисток.
А войдут ли в этот перечень услуги ЖКХ?
Эту сферу мы постараемся охватить жалоб от потребителей очень много. Тем более, если покупатель может выбирать магазин и товар, то кран на кухне у него один выбора нет. Проблема в том, что данные услуги достаточно трудно измерять и сравнивать.
Будет ли проводиться «работа над ошибками»?
Несмотря на достаточно крупную сумму, выделенную на такие проверки, повторить исследования прошлого года в полном объеме не получится: исследования достаточно дорогие. Но те сферы, в которых были выявлены серьезные нарушения, мы постараемся просмотреть: исправились ли «провинившиеся» предприятия.
Если нарушения будут повторяться, мы сможем обращаться в прокуратуру и суд с требованием защитить права потребителей. Тогда уже суд обяжет предприятие привести свою продукцию в соответствие с требованиями и нормами.
Как обычные потребители могут повлиять на перечень экспертиз?
Точный перечень экспертиз и сравнительных исследований будет принят в середине марта. При составлении будем использовать список «проблемных» товаров и услуг, которые мы получили в результате социологических опросов.
В таком опросе еще можно принять участие на нашем сайте. Напишите, что именно вас беспокоит, в какой области хотели бы посмотреть результаты исследований. Мы соберем те товары и услуги, на которые получили больше всего откликов, и если позволит бюджет, будем исследовать их.
Результаты экспертиз, проведенных в рамках областной программы по защите прав потребителей