Возможно, первые «памятники» взаимоотношений обычных граждан и производителей историки обнаружили в документации Римской империи. Было найдено несколько судебных документов, которые современные юристы охарактеризовали бы сейчас как иск в защиту неопределенного круга лиц.

В современной истории первые законы о защите прав потребителей появились в начале ХХ века, а с 1983 года отмечается Всемирный день защиты прав потребителей — 15 марта. Россия присоединилась к общей тенденции в 1992 году, когда был принят федеральный закон «О защите прав потребителей», к слову, признанный одним из самых строгих в мире.

Однако это строгое законодательство подводит не только недостаточный контроль за его исполнением, но и банальное незнание самими потребителями своих прав. Последнее сейчас стремительно исправляется: специалисты отмечают лавинообразное увеличение жалоб и заявлений в Роспотребнадзор и отделы защиты прав потребителей администраций. Причем причиной являются не столько увеличение нарушений в этой области, сколько повышение активности граждан в защите своих прав.

Жаловаться есть на что. Каждое второе обращение выливается в выявление административного (а иногда и уголовного) правонарушения, каждое десятое оборачивается судебным иском.

Влиять на недобросовестных производителей товаров и услуг российские законодатели стараются не только «кнутом». С этого года на 40% уменьшилось количество плановых проверок на предприятиях. Сделано это было для «сокращения давления на производителей и повышения добросовестности предпринимателей». С этой же благой целью была отменена обязательная сертификация на ряд товаров, в том числе алкоголь. Однако данные тезисы пока что остаются только на бумаге: количество проверок уменьшилось, а выявленных нарушений — больше почти в два раза! В ответ на это готовится ряд изменений Административного кодекса: к добросовестности производителей товаров и услуг будут приучать рублем.

Российское законодательство, связанное с защитой прав потребителей, является одним из самых «молодых» в развитых странах. И, вероятно, пройдет еще не одно поколение потребителей и производителей, пока мы не приучимся жить по этим правилам. Производители — не нарушать, а потребители — защищаться.