Месяц назад стартовала «пилотная» программа по утилизации старых автомашин, позволяющая получить скидку 50 тысяч рублей при покупке новой. «Эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств» рассчитан на те 14 миллионов автовладельцев по всей стране, которым принадлежат машины старше 10 лет.

Планируется, что за 9 месяцев его действия удастся обменять 200 тысяч старых «лошадок» на автомобили отечественного производства или сборки: выбор из 66 моделей.

Замысел был предельно прост. Скачиваете с сайта минпромторга http://www.minprom.gov.ru/special/utilization  и заполняете сертификат — раз. Снимаете с учета и сдаете свою старую машину (до 1999 года выпуска) в утиль — два. Сертификат с соответствующими отметками предъявляете дилеру и оформляете договор на покупку новой машины со скидкой 50 тысяч рублей — готово!

На деле все оказалось не так. В день старта программы выяснилось, что доступ к сертификатам получили только дилеры российских автозаводов. Официальная версия: простые водители совершают массу ошибок при заполнении. Возможно, сделано это было во избежание мошенничества: были случаи, когда за пару дней до начала реализации программы уже приносили полностью заполненные сертификаты. Таким образом, подстраховали продавцов, ведь выданную скидку за несуществующий утиль  им никто не компенсирует.

Только здесь и сейчас

Такая подстраховка аукнулась покупателям. Они оказались полностью «привязанными» к автодилерам. Заполнить сертификат стало возможным лишь после заключения договора на покупку новой машины, чтобы получить доступ к образцу сертификата, менеджер должен ввести номер договора. Только потом водитель снимает машину с учета, утилизирует ее и с отштампованным сертификатом и деньгами возвращается за новой.

В Ростовской области по программе работают две фирмы по утилизации (завод «Рубин» в последний момент снял свою кандидатуру). Каждая из них может обработать все машины, по которым уже выдали сертификаты в нашей области. Очередей у них нет, тем более что дилеры «АвтоВАЗа» отправляют сданные по программе машины (на данный момент это чуть больше 70% от общего числа) к утилизаторам в Краснодарский край.

Распрощаться со своей «старушкой» самостоятельно хозяину нужно так: он получает от дилера пять  свидетельств об утилизации. Одно отдает в ГИБДД при снятии с учета, второе — утилизатору, еще два возвращает автодилеру и последнее  оставляет себе. Вроде просто, но если все три организации находятся в разных городах, за один «отгул» на работе управиться вряд ли успеешь

Еще одна «привязка» — снятие с учета старой машины. Лучше всего это делать в отделении ГИБДД по месту регистрации. В любом другом в рамках региона эта процедура возможна, но занимает много времени — проблемы с общей базой. Поэтому жители тех городов, где нет дилеров выбранной марки автомобиля, были вынуждены тратить несколько дней, мотаясь из одного места в другое. Куда легче оставить у продавца старую машину и доверенность на нее. Но если услуги по утилизации предлагают большинство дилеров в РО, то помощь в снятии с учета — единицы.

Неправильно рассчитали

Если преодолеть все эти препоны, возникает самая главная:  выбранную новую машину в данный момент в Ростовской области удалось получить только двум сотням водителей. Все остальные — ждут. Очереди возникли в первую же неделю работы программы, в основном на продукцию «АвтоВАЗа». В «Лада-Таганрог», получив 300 заявок,  выдали за первый месяц работы программы 89 сертификатов, а 71 человек уже уехали на своих «пятерочках» и «семерочках». А вот с «Lada-Ростов» — ситуация куда сложнее: почти 4 тысячи заявок и — сотни жалоб на эту фирму в различные инстанции. Первые недели крупнейший дилер «АвтоВАЗа» в нашей области не выдавал сертификаты: завод выслал в эту фирму коды доступа к сертификатам лишь в последние дни марта. А когда все-таки начал работать, оказалось, что вовсю рекламируемых по России «пятерочек» за 99 тысяч рублей у них нет. 

Кстати, ажиотаж и возник из-за того, что не все покупатели поняли из рекламы: указанная цена — уже со скидкой, и требовали новую машину за 49 тысяч рублей. Сегодня покупателям, желающим приобрести «Lada-2105/2107», предлагают записаться на конец мая или начало июня.

Все дилеры «АвтоВАЗа» кивают на завод: присылает в десятки раз меньше, чем было ими заявлено. Сам «АвтоВАЗ» заявил об увеличении апрельского плана производства на 12%, а в данный момент они выпустили на 5,5% машин больше, чем в марте. Из них «пятерочек» и «семерочек» — лишь 10 тысяч на всю страну, хотя сейчас потребность именно в этих марках в разы больше. Руководство завода, которого спасают от банкротства всей страной, объясняет это «недостаточной аналитической работой в регионах, дилеры не просчитали заранее необходимое количество машин». И предлагают приобретать более дорогие модели, например, «Калину» или «Приору». «Почти в каждом дилерском центре есть эти модели, новые, но прошлых лет выпуска, — советуют аналитики завода. — На такие можно получить скидку до 20 тысяч рублей».

Получше идут дела у дилеров других автопроизводителей. Но — в каждом салоне индивидуально: одни предлагают помощь и по утилизации, и по снятию с учета, да еще и дополнительную скидку подобрать, другие продавцы от этого же автозавода — нет.

Узнать об этом можно лишь по телефону. Список всех дилеров, участвующих в программе, можно найти на том же сайте минпромторга. Но будьте внимательны: эту информацию нужно перепроверять. Например, старых моделей «KIA», собранных на территории РФ, у указанных на сайте дилеров в РО уже нет, а новые — из Кореи, скидку по ним получить не получится. Эти фирмы все-таки участвуют в программе: возможно, у них еще могут появиться машины российской сборки, но когда — неизвестно. Неверна информация на сайте о дилерах «АвтоВАЗа»: ни один из указанных на сайте телефонов не соответствует действительности.  Уточненные данные по фирмам, участвующим в программе утилизации старых машин, можно найти на сайте http://www.zppdon.ru в статье «Определен перечень дилеров в Ростовской области»

Кому нужен покупатель?

По идее все дилеры как отдельные фирмы должны конкурировать между собой и предлагать особые условия — желающие косяком идут, лови и деньги получай. Но, обзванивая фирмы как потенциальный покупатель, особого энтузиазма автор этих строк не услышала. Неужели продавцам не нужны деньги?!

Оказывается, именно деньги, а не обещания от государства в их получении как раз и нужны. Но, по крайней мере, в Ростовской области никто из дилеров, работающих по программе утилизации машин, «живых» денег еще не получал. 1 апреля в минпромторге был подписан первый приказ о возмещении этих потерь для 4 дилеров из почти 2000. Возможно, когда первые сертификаты все-таки будут оплачены (это произойдет ориентировочно в середине апреля, когда данные от дилеров будут проверены), дела в Ростовской области пойдут куда активнее.

Сами продавцы советуют покупателям немного подождать, пока схлынет первая волна.

— Приходите в августе, — советуют они. — К тому времени все будет отрепетировано. Тем более в это время машин покупают мало. А еще лучше — ближе к зиме, все равно программу продлят.

— Возможно, программу будут продлять. Согласно декабрьскому постановлению правительства к сентябрю должна быть разработана концепция системы сбора и утилизации автотранспортных средств, — комментирует этот совет Андрей ИВАНОВ, начальник управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики РО. — Конкретно эта программа окончится 1 ноября. Скорее всего лимит сертификатов будет исчерпан до этого срока, но явно не в ближайшие месяцы. Поэтому, если ваша старая машина просто пылится в гараже, вы можете сейчас постепенно оформлять все документы и встать в очередь на выбранную вами новую машину. Если же это ваша «рабочая лошадка», действительно есть смысл подождать пару месяцев, пока схлынет первая волна.

Покупатели, приобретающие автомобили по этой программе, являются в первую очередь потребителями. Поэтому могут рассчитывать на консультации и помощь, обратившись по «горячей линии» защиты прав потребителей Ростовской области 8 (863) 300-6-003

Особого контроля за работой утилизаторов автомобилей нет. Как и гарантии того, что сданные в утиль машины потом не проявятся на авторынках  в виде деталей или авто, собранных из разный запчастей. Только личная ответственность владельцев утильфирм и боязнь «в случае чего» потерять лицензию на прибыльную работу: 3 тысячи с автовладельца и примерно 2-3 тысячи выгоды с одной машины. Возможно, поэтому им тоже заблокировали доступ к бланкам сертификатов.

Между тем на ростовском рынке «Алмаз» этими бланками уже торгуют (3 тысячи рублей — без печати, 5-8 тысяч — с отметками от ставропольских утилизаторов). Жалоб от ростовских дилеров на фальшивые сертификаты в милиции пока нет.

Первой программа по утилизации старых машин появилась в Германии. С начала 2009 года автовладельцы получали скидку на 2,5 тысячи евро, если сдавали старую и покупали машину немецкого производства. Тогда уровень продаж новых машин возрос на 40%. Во Франции и Италии сумма скидки по аналогичной программе зависит от «экологичности» новой машины и достигает 5 тысяч евро. В США — насколько экономичнее новая машина, она должна расходовать меньше бензина, чем старая.