«Дождитесь августа» — советовали автодилеры весной, с огромным трудом справляясь с волной пришедших по программе утилизации машин покупателей. Август наступил — и выяснилось: процесс обмена автохлама на серьезную скидку действительно отладился.

Но и первый этап программы к этому времени досрочно закончился: все 200 тысяч свидетельств, которые рассчитывали растянуть до ноября, уже выдали. Следующий этап на подходе, уже подписаны все запускающие процесс бумаги. Дилеры на местах ожидают доступа к очередной партии сертификатов. Правда, с первой волной участников программы еще не все ясно.

Во-первых, не все сдавшие еще в апреле — мае «старушек» в утиль получили свои новые машины. По сообщению Минэкономики РО, на 1 августа в области было выдано 5 462 свидетельства, а продано только 2114 машин. Очереди на машины есть у всех дилеров в той или иной степени. 

В первые месяцы работы программы был ажиотажный спрос на самые дешевые модели, особенно на «Лады». Сейчас же, с окончанием акции завода «автомобиль за 99 тысяч» и изменением рекомендованной АвтоВазом цены (последний раз — в середине июля), в дефиците — более дорогие переднеприводные модели. По словам дилеров, в Ростовской области каждый пятый (а в салонах продаж автомобилей АвтоВаза — каждый третий) покупатель меняет комплектацию или модель за время ожидания машины. К такому радикальному изменению клиентского спроса российский автопром оказался не готов — снова выросли очереди.

Эти очереди еще усугубили ситуацию — в течение лета выдача сертификатов в Ростовской области приостанавливалась. Позже выяснилось, что заключить предварительный договор и забить место в очереди на выбранную модель можно и до сдачи «старушки» — это  сняло ряд проблем для тех покупателей, у кого старые машины на ходу и активно используются.

Еще один стопор — форс-мажорный: из-за лесных пожаров темпы работы на заводах замедлялись, а АвтоВаз вовсе встал на две недели.

— Очереди на машины сейчас именно из-за этого, а не от «бумажек», — рассказывают сотрудники автосалонов, участвующих в программе по утилизации машин. — Сам механизм уже обкатан, проблем в оформлении сертификатов нет.

Во-вторых, до сих пор стоят в очереди сами дилеры — на возврат денег за скидки от государства еще по первому этапу программы по утилизации.

Такая задержка для некоторых фирм оказалась плачевной. Первые же известия о надвигающимся на ОАО «Ростов-Лада» банкротстве появились в СМИ буквально на следующий же день после того, как фирма обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском. Для многих это стало неприятным сюрпризом — «Ростов-Лада»  является крупнейшим в Ростовской области (и в понимании большинства — самым надежным) дилером АвтоВаза.

В самой фирме на вопросы отвечают уклончиво: это внутренний момент, связанный со сменой формы организации. Но заверяют: рядовых покупателей это не коснется, разве что нужно будет переоформить документы на новые реквизиты — всех заключивших договора обязательно обзвонят и пригласят в офис для оформления бумаг. 

— Закрываться мы не собираемся — продажи растут с каждым месяцем. В настоящий момент у нас около 4 тысячи заявок, треть из которых реализована. Только в июле продажи по программе увеличились почти на 100 машин.  Процедура банкротства  обычных покупателей не затронет, — пообещали в «Ростов-Ладе».

Однако окончательно прояснить ситуацию с ОАО «Ростов-Лада» пока невозможно. Судебное дело о признании фирмы банкротом (дело А53-14813/2010) было приостановлено в конце июня по техническим причинам.  Но в данный момент возобновлено, и первое судебное заседание пройдет 7 сентября.

Это банкротство будет не первым: за этот год, несмотря на ажиотажный спрос на машины, уже обанкротилось несколько дилеров АвтоВаза.  До настоящего момента большинство покупателей по программе утилизации  машин от этого не пострадало — они перезаключали договоры с другими автосалонами. Тем более что взамен обанкротившихся в следующем этапе программы по утилизации машин будет участвовать более сотни новых дилеров этого автоконцерна.

— Покупатель по программе заключает договор именно с АвтоВазом, мы лишь посредники, — комментирует этот вариант Марина Асадулаева, координатор программы по утилизации машин в ОАО «Ростов-Лада».  — Поэтому он может безболезненно  и абсолютно бесплатно перейти в другой участвующий в программе салон — по запросу мы пересылаем все данные о предварительном договоре. Как вариант — отправляем покупателей в наши филиалы в Морозовске, Миллерово и Каменске-Шахтинском. Они не участвуют в программе, но по нашему направлению продают машины со скидкой и по рекомендованной АвтоВазом цене.

На вопрос заключившего договор «Ну сколько еще ждать?!» может ответить не столько дилер, сколько завод-изготовитель. Это зависит в первую очередь от того, сколько автомобилей нужной вам комплектации было собрано за последнее время. Есть возможность связаться с отделами маркетинга, обратиться на «горячую линию» автозаводов, или задать вопрос на сайтах фирм. А по вопросам, связанным с ОАО «Ростов-Лада», стоит звонить по многоканальному телефону 200-66-66. Этот телефон работает — стоит дождаться ответа оператора, так как автоответчика на телефоне нет.

Ждут машины в среднем около 3 месяцев, хотя есть и задержки в оговариваемом в предварительных договорах сроке в 150 дней. Между тем  согласно ФЗ «О защите прав потребителей» в случае задержки сроков, указанных в договоре, покупатель имеет право требовать его расторжения и применения штрафных санкций к дилеру, или срочной поставки авто.

Важный момент: дилер может по вашему требованию сделать запрос на сайте минпромторга и найти другой участвующий в программе салон, где ожидаемая машина есть. Все выданные свидетельства есть в общей базе и переоформление договоров не занимает много времени. Если же вам не к спеху, можно перезаключить договор  на новые сроки поставки.

Когда ваша очередь на получение автомобиля подошла, сравните предлагаемую в договоре цену с рекомендованной заводом-изготовителем на сайте Минпромторга — она разная в зависимости от того, когда именно вам выдали сертификат на получения скидки.