Сегодня на полках магазинов — конкуренция в чистом виде, даже в небольших торговых точках покупателям предлагают как минимум по 5-6 марок продуктов. Для потребителя это счастье.  Для местных производителей, особенно некрупных — наоборот:  им все труднее пробиться на рынок, заявить о себе.

Выставляться на прилавках отдельных магазинов им не позволяет недостаточно развитая в регионе транспортная логистика, а в крупных торговых сетях — более раскрученные торговые марки общероссийских концернов.

Гарантировать качество товаров и поддержать местную продукцию призван бренд «Сделано на Дону». В создании регионального «имени»,  который бы объединил ряд донских добросовестных производителей, принимают участие чиновники, эксперты, представители торговых сетей  и предприниматели Ростовской области.

— Тема регионального бренда Ростовской области не нова. У нас, к примеру, есть конкурс «Сто лучших товаров Дона», который является гарантией качества и позиционирует товар именно как произведенный в Ростовской области, — напомнил начальник управления потребительского рынка товаров минэкономики  Андрей Иванов. — Победители с удовольствием ставят логотип конкурса на свою упаковку, это повышает продажи.  «Сделано на Дону» будет его  логическим продолжением.

Идею объединяющего бренда поддерживают и сами производители. Такая поддержка им необходима не только из-за непосильной для многих «раскрутки». Но и как помощь в настоящей информационной войне, развязанной против «иноземцев» в других регионах России.

А вот специалисты, занимающиеся маркетингом и продвижением товаров на рынке, настроены не так оптимистично. Просто создав логотип на упаковку, нужного эффекта не достигнуть: чтобы заслужить признание покупателей, нужна серьезная и кропотливая работа.

— Как обозначение «Одобрено РАМН», — приводят пример они. — Этот логотип особенно ценен тем, что получить его на упаковку очень трудно. Доверие к нашему региональному бренду будет только в том случае, если отбор товаров будет таким же жестким, без каких-либо протекций или родственных рекомендаций.

По мнению экспертов, стоит поработать и над самим названием. Во-первых, потому, что Дон протекает на территории пяти регионов, и привязать бренд именно к Ростовской области будет непросто. А, во-вторых, это словосочетание играет только на патриотических чувствах ростовчан, не делая отсылок к качеству, — это недостаточно веская причина для выбора товара.

И самая главная проблема, которая стоит перед идеей «Сделано на Дону», — финансовая. Торговые марки крупных производителей Ростовской области, таких, как «Тавр», «Вепоз», «На лугу», «Золотая семечка», и так известны по всей России, и зонтичный бренд, в котором они будут вынуждены играть роль «локомотива», их вряд ли заинтересует. Это нужно представителям малого и среднего бизнеса, но они и не потянут такую задачу.

— Эта идея — не просто торговая марка и логотип. В бренд «Сделано на Дону» должно входить не только качество продуктов,  но и восприятие «качества» самой Ростовской области: ее имидж как внутри региона, так и по всей России, — поясняет преподаватель кафедры связи с общественностью ДГТУ Сергей Першин. — Все это требует осознанного и согласованного управления.

Но кто именно возьмет на себя эту роль: создадут ли коммерческую организацию или это будет какой-либо союз производителей — пока неясно. В любом случае может возникнуть конкурентная борьба уже между местными производителями, и найти нейтрального «арбитра» будет достаточно трудно.

По мнению специалистов, жизненность проекта «Сделано на Дону» во многом будет зависеть от заинтересованности и участия в нем администрации Ростовской области. Такой «протекционизм» уже существует в ряде регионов России и позволяет не только повысить товарооборот местной продукции, но и «бренд» самого края.