Визитеры со «скидками только сейчас» — беда для стариков

Этот материал обращен не только к представителям «группы риска» — людям пенсионного возраста, которые могут поверить манипуляторам и выложить последние деньги за ненужную вещь. Он обращен также к тем, кто может уберечь их от этой опасности – детям, внукам и правнукам. Разъясните близким, что нельзя открывать дверь кому попало, верить телефонным звонкам, покупать неизвестные приборы и подписывать, не читая, документы. Особенно — в канун праздников.

Одеяла по цене мотоцикла

Сергей и Мария Кораблевы (имена и фамилии изменены. — А.С.) обратились с просьбой о помощи в Ростовскую городскую администрацию. Они хотели вернуть продавцу комплект — два шерстяных одеяла и подушку, — за который заплатили 48 444 рубля.

Дело было так. Пенсионеры, ветераны ВОВ, получили приглашение от фирмы, торгующей текстилем, на презентацию, проводившуюся накануне Победы — 6 мая. Стариков угощали, говорили приятные слова и рассказывали о целебных свойствах овечьей шерсти.

— Жена у меня больная, — рассказывает пенсионер, — а овечья шерсть действительно помогает от многих недугов. В общем, купили мы все эти вещи, пришли домой. А потом узнали об этом дочка с внуком. Они и вправили нам мозги.

Супруги написали письмо в городскую администрацию.

— Они очень переживали, потому что истекал срок — 14 дней, — в течение которого, как они считали, товар можно было вернуть как товар надлежащего качества, — рассказывает ведущий специалист отдела туризма и защиты прав потребителей МУ «Департамент экономики г. Ростова-на-Дону» Надежда Балакирева. — Мы обсудили, как составить претензию. Ссылаться на то, что одеяла не обладают целебными свойствами? Это можно, только если проведена экспертиза. Возврат товара в течение 14 дней, как не подошедшего потребителю по каким-то свойствам (ст. 25 закона «О защите прав потребителей»), тоже был невозможен. Решили строить претензию на том, что фирмой в момент продажи была нарушена ст. 10 закона «О защите прав потребителей» о достоверной и полной информации: одеяла не полностью состояли из шерсти, а при продаже это объяснено не было.

После беседы с Надеждой Балакиревой руководитель фирмы принял решение расторгнуть договор купли-продажи товара и вернуть пенсионерам их деньги.

— Мы пошли в универмаг и купили там хорошие шерстяные одеяла за две тысячи рублей, — комментирует пенсионер.

Вернуть нельзя, использовать — тоже

Продавцы медицинских приборов, которые помогают «от всего», никого никуда не приглашают. Они ходят по квартирам сами — как правило, днем, когда молодежь отправляется на работу. Дополнительные баллы доверия стариков они зарабатывают, объясняя, что их прислал собес.

Хотя сейчас нет даже названия «собес» — теперь это называется «муниципальное учреждение социальной защиты населения».

— К нам пришла женщина, купившая прибор ФААМ-1 Невотон за 4100 рублей, — рассказывает главный специалист отдела Елена Огарева. — Лекцию ей и соседкам читали на лестничной клетке, объясняя, что для пенсионеров делаются скидки. Бабушки, когда заходит речь о здоровье, начинают хвататься за больные места — у меня здесь болит, а у меня там колет… Продавец подхватывает и говорит — да, вот как раз и от этого и лечит прибор.

— Прочитав позже инструкцию, женщина нашла среди противопоказаний свою болезнь, — продолжает Елена Огарева. — В момент продажи она поверила словам продавца, что противопоказаний для применения прибора нет. При этом ее попросили поставить три подписи на гарантийном талоне. Первую — под словами о том, что она ознакомлена с противопоказаниями. Вторую — что аппарат проверен при ней и его работа ее устраивает. Третья подпись удостоверяла, что она предупреждена: медицинские приборы не подлежат возврату или обмену. Пенсионерка подписала все, что дали, не читая…

Чтобы стимулировать моментальную покупку и не дать сомнениям перерасти в отказ, у продавцов есть еще один безотказный прием под названием «сегодня и только для вас».

— Завтра этот аппарат будет стоить шесть тысяч, — объявляют они, и люди бегут за деньгами.

Деньги вытягивают по капле

В практике Елены Огаревой и Надежды Балакиревой был случай, когда женщина отправила фирме, предлагающей товары по почте, сумму в… 200 тысяч рублей. Фирма всякий раз обещала, что в следующий раз уж точно пришлет заказанное, и просила доплатить «еще немного за почтовые расходы». Другая история — о том, как  пенсионерка боролась за возврат более чем одиннадцати тысяч рублей, уплаченных за препарат «Алоэ по Филатову». Пациентка, увидев в газете рекламу этого средства как «безоперационного лечения глаукомы», заказала его и перевела деньги. Позже, посоветовавшись с врачом, она выяснила, что препарат ей не поможет. Посылку отправила обратно, не вскрывая, с просьбой вернуть оплату. О результате можете догадаться…

Ни прокуратура, ни другие ведомства, куда обращалась потребительница, фирму не нашли.

Несколько случаев обращения в отдел защиты прав потребителей связаны и с пылесосами «Кирби». Специалисты отдела помогали людям «слезть» с долгового крючка.

— В одном из случаев основанием для возврата товара тоже явилось не предоставление потребителю полной и достоверной информации, — говорит Елена Огарева. — Пылесос был разрекламирован как моющий, хотя такими свойствами не обладал, к тому же не соответствовал ГОСТу по шуму. Покупатель, оказавшийся юристом, защищал себя в суде сам.

В другой ситуации пылесос в кредит приобрела семья, в которой был лежачий больной. Кормилец семьи — пенсионерка. Взыскание долга, даже через суд, могло бы растянуться на годы. Эти аргументы оказались внятными. Договор расторгли.

Перечисленными историями способы выманивать деньги не исчерпываются. Особенно легко это делается в предпраздничной суете. Под Новый год так хочется верить в то, что все люди добры, и в то, что наука способна на чудеса. Увы…

Коллаж Ольги ПРОЙДАКОВОЙ