Пришли вы домой с покупками, достали из сумки пакет молока и — батюшки, да оно ж просрочено! И что теперь с ним делать: поддаться жадности и употребить «кефирчик» или просто выбросить и забыть о потраченных рублях?

Обсудим тактику

— Лучший выход — это прий­ти в магазин и вернуть покупку, даже если вы уже открыли упаковку, — советует Андрей Горбанев, юрист РОО союза защиты прав потребителей «Донской союз». — Не стоит укорять себя за невнимательность. То, что вы приобрели просроченный продукт, вина продавца: такому товару не место на прилавках.

Покупатель с активной гражданской позицией не только принципиально вернет свои кровные рубли за товар с истекшим сроком годности (кстати, согласно ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель на свой выбор может получить обратно стоимость покупки, обменять товар на аналогичный или же на другой с перерасчетом), но и потребует от продавцов убрать этот товар с полок. А для закрепления урока — еще и оставит запись о случившемся инциденте в книге жалоб.

— Написать в книге жалоб и предложений нужно не для того, чтобы отомстить нерадивым продавцам, а чтобы дать сигнал о качестве работы сотрудников руководству магазина, — поясняет юрист. — Поверьте, директоры магазинов заинтересованы в том, чтобы их продавцы тщательно выполняли свои должностные обязанности по отслеживанию «просрочки». Мало того, они заинтересованы, чтобы решать такие проблемы на месте без привлечения надзорных органов.

В надзорные инстанции, в первую очередь — в территориальное отделение Роспотребнадзора, обращаться нужно, если никакой реакции на ваши требования не поступило. Заявление в эту структуру пишется в произвольной форме: расскажите, где и когда вы купили просроченный товар,  как отреагировали продавцы. К письму стоит  приложить ксерокопию чека и упаковки с датой.

— А что делать, если и из Роспотребнадзора пришла отписка? — спросили мы юриста.

— Тогда — жалуйтесь в вышестоящие инстанции: как на прокуратуру, так и на Роспотребнадзор, — категоричен правозащитник. — Нельзя это так просто оставлять, подумайте о других покупателях, которые и дома не обратят внимание на срок годности. 

Отрепетируем «отмазки»

Будем честными: сутяжничать и жаловаться мало кто любит. Большинство из нас предпочтут просто выкинуть просроченный товар и дать самому себе очередной зарок впредь проверять циферки на упаковке. А то идти, ругаться, выслушивать обвинения… Таких «отмазок» мы по звонкам и письмам наших читателей уже собрали целую коллекцию — вот и обсудим их с юристом.

«Да чего вы шумите? Никто же не отравился» — такая фраза может поставить в тупик даже просвещенного потребителя. А еще — продолжение: «Раз вы своими ногами сюда пришли, все не так уж и страшно».

— Это уже просто хамство: продавец прекрасно знает, что не выполнил собственные обязанности, и просто надеется, что избежит за это ответственности, — считает юрист Горбанев. — Просроченный продукт — потенциально опасен, а любой покупатель, согласно ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей», имеет право на безопасный товар. А по пункту 2 ст.13 и п.1 ст. 18 этого закона — на возмещение убытков, причиненных некачественной покупкой.

Мало того, по закону, если такой товар обнаружили на полках в магазине, он должен быть немедленно снят с реализации (п.5 ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей). Поэтому следующий аргумент «А это мы еще убрать не успели», который продавцы приводят в том случае, когда «просрочка» обнаружилась еще до кассы, тоже не действует. Убрать товар или оградить покупателям доступ к полке сотрудники магазина обязаны по первому вашему требованию.

Иногда продавцы не спешат и используют аргумент в лоб: «Это вы не у нас купили» или «Вы с собой это принесли и подложили». Такие прямые обвинения шокируют потребителей­-правдорубцев и служат явной провокацией скандала — а кому нравятся скандалы?

— Зачем скандалить? — удивляется юрист. — У вас есть главный документ покупателя — чек, в котором указываются наименование товара и, что главное, дата и время совершения покупки. Больше вам ничего доказывать не надо. Мало того, если на руках чека нет — вы его выкинули или еще не оплатили покупку, доказать принадлежность этого конкретного товара к этой торговой точке тоже можно. У каждого товара есть штрих­код, по которому можно выяснить его принадлежность к конкретной партии. Потребуйте документы — и сравните.

Если вы понимаете, что сотрудники магазина пытаются втянуть вас в скандал — вызывайте наряд милиции. Помочь решить эту ситуацию на месте может как участковый, так и сотрудник отдела потребительского рынка МОБ.

А что делать, если продавцы, видя вашу решимость, пошли на попятную, но тянут время — по полчаса бегают «проконсультироваться с руководством», просят «прийти завтра, а то директора на месте нет»? Заставьте их под роспись принять просроченный товар и оставьте заявление руководителю магазина. Писать его можно в произвольной форме, но, желательно, с указанием указанных выше нарушенных статей законодательства — просвещенных потребителей продавцы боятся как огня! Пусть сам разбирается, а потом отвечает вам также в письменном виде (не забудьте в заявлении указать свой адрес и телефон).

И обратите внимание — бремя доказывания отсутствия ответственности за испорченный товар лежит на продавце. Поэтому все аргументы о том, что «молоко скисло по пути» или «конфеты уже привезли в магазин просроченными», вас трогать не должны.

Нашла коса на камень

А что делать, если магазин принципиально не желает признавать свою вину, а надзорные органы медлят?

— Крайний вариант — обратиться в суд, — поясняет юрист. — Кстати, только через суд вы можете получить компенсацию за моральный ущерб (например, если «скисшая» красная икра испортила юбилей, как это было у одной из героинь наших публикацийю. — Л.М.). Еще до суда потребитель имеет право отдать просроченный товар на независимую экспертизу, которая оценит потенциальный ущерб вашему здоровью от такой покупки. Стоимость экспертизы покупатель имеет право возложить на продавца (п.5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).