Ростовчанка Лариса К. с трехлетним сыном выходила из автобуса № 98 (госномер МА 220) на остановке «Нахичеванский». Ребенок, к счастью, вышел первый, а мама чуть замешкалась — и оказалась зажатой дверью автобуса.

— Я почти вышла, но тут дверь захлопнулась, прищемив мне ногу чуть ниже колена. И тут автобус тронулся! — рассказала Лариса. —  К счастью, у меня была большая сумка, на которую я и упала.

Перед тем, как отреагировать на крики пассажиров, водитель протащил несчастную несколько метров. Потом, по словам Ларисы, остановился, открыл дверь, вышел из автобуса и… обматерил ее «за рассеянность». И — уехал. Встать молодой матери помогла девушка на остановке. Она же помогла успокоить зашедшегося в плаче сынишку Ларисы, который все это время стоял на дороге и чудом не бросился на проезжую часть к маме. В травмпункте врачи зафиксировали ушиб мягких тканей ноги, а сына Лариса не могла успокоить до поздней ночи.

На следующий день она позвонила руководителю ОАО РГАТП-1, которому принадлежал данный автобус. Перед ней извинились с формулировкой «ну вы же понимаете, в такую жару водитель может быть рассеян» и пообещали лишить

М. Айвазяна премии. И все?!

— В первую очередь водитель нарушил Правила дорожного движения, — прокомментировал эту ситуацию Геннадий Клейменов, руководитель МУ «Департамент транспорта Ростова-на-Дону». — Он не убедился, что все пассажиры вышли, и начал движение. Поэтому первое, что должна сделать пострадавшая, — это зафиксировать травму в медпункте и обратиться в ГИБДД.

Также стоит обратиться с жалобой в транспортную компанию, которая обслуживает маршрут. В этом случае на предприятии проводится служебное расследование, и если водитель виноват, к нему применяются дисциплинарные меры: замечание, выговор, лишение премии либо увольнение. Хотя руководители, как в нашем случае, чаще всего предпочитают наказывать «рублем».

В то же время пассажиры могут пожаловаться на водителей по телефону «горячей линии» департамента транспорта (в Ростове-на-Дону253-16-22). Обращение будет зарегистрировано и передано для разбирательства в транспортное предприятие, а при наличии систематических нарушений департаментом будет проведена внеочередная проверка маршрута, на водителей которого поступают жалобы. Также все подтвержденные случаи нарушения транспортной дисциплины фиксируются в единой базе, к которой имеют доступ директора транспортных предприятий, — у водителя, который регулярно допускает нарушения, возникнут серьезные проблемы при дальнейшем трудоустройстве.

Однако наказать водителя за страдания молодой матери сотрудники городского департамента транспорта не могут. На это имеют полномочия надзорные инстанции: ГИБДД (в случае нежелания сотрудников заниматься данным вопросом можно позвонить по телефону доверия областного управления (863) 249-34-04) и Южное управление государственного автодорожного надзора (Ростов-на-Дону, пр. Сиверса, 1, тел. (863)232-26-37).

Заставить водителя или транспортную компанию ответить материально за причиненный физический и моральный ущерб может только суд. Здесь вступают в силу Гражданский кодекс, Уголовный (если травма серьезная) кодекс, КоАП и … ФЗ «О защите прав потребителей» — пассажир, в том числе, получил некачественную транспортную услугу.

Однако юристы, к которым мы обратились за консультацией, пояснили: часто подобные вопросы удается решить с помощью досудебной претензии. Составить такую Ларисе К. они помогут, поэтому, как именно М. Айвазян будет отвечать за свою «растерянность», в первую очередь зависит от его руководителя.