Департамент потребительского рынка Ростовской области продолжает проводить независимые потребительские экспертизы качества продукции рамках областной программы по защите прав потребителей. Результаты экспертизы кулинарной продукции оказались шокирующими.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
В публикации «Может, лучше яблочко съесть?» (от 23 июня 2011 г.) мы подробно перечислили и нарушения, и нарушителей. Один из попавших в их число супермаркет «Фреш» на пл. Карла Маркса с выводами экспертов категорически не согласился. После обсуждения в департаменте потребительского рынка РО было решено: провести повторную закупку салатов в супермаркете.
В отличие от проверок, проводимых надзорными инстанциями, мы получили право сделать проверочную закупку в любой день, без предупреждения продавцов заранее, рассказывал врач по общей гигиене Центра гигиены и эпидемиологии Сергей Алексеенко по пути в магазин. Сейчас мы в точности повторим процедуру, которую совершаем при закупке товара для экспертизы.
Для демонстрации чистых намерений сразу же пригласили администратора магазина наблюдать за процессом. Всей делегацией направились к холодильникам кулинарного отдела супермаркета. Сначала Сергей Алексеенко зафиксировал условия хранения салатов: температуру на витрине, оснащение продавцов (они обязаны быть в халатах и перчатках, набирать из лотков салаты отдельными ложками). Потом как придирчивый покупатель эксперт склонился над витриной, попутно советуя:
Наиболее безопасные сейчас салаты овощные с добавлением пищевых кислот. Например, из маринованной капусты вряд ли испортится, поясняет он. А вот к «белковым» надо быть настороже, особенно, если они уже смешаны и заправлены. «Оливье», «Селедка под шубой», яичносырный салат с майонезом будьте особенно внимательны. Обращайте внимание на внешний вид продуктов не заветрились ли. Я бы не рекомендовал «добирать» остатки лучше попросите продавца положить вам салат из нового лотка.
Проштрафившийся в прошлый раз салат «Оливье» эксперт брать не стал. Выбрал два других. «Свеклу с орехами» такой салат особенно опасен в случае нарушений правил, так как при его изготовлении много работы кулинары делают руками (есть опасность заражения продуктов). А также салат «Дружба» из курицы, яиц и сыра: особенно «восприимчивые» к жаре продукты. Эти салаты под надзором эксперта, представителя супермаркета и прессы были взвешены, оформлены и сразу же после оплаты на кассе опечатаны и упакованы в специальный термоконтейнер с охлаждаемыми вкладышами. После подписания акта о закупке эксперт тут же отправился в лабораторию.
Закупленные на этот раз салаты оказались безопасны для покупателей и соответствовали практически всем санитарным нормам. Поставить «пятерку» супермаркету экспертам помешали недочеты в подаче информации для потребителей. Еще во время закупки врач Сергей Алексеенко отдельно попросил предоставить всю возможную информацию, которую только могут предложить покупателям продавцы, например, в виде памятки или дополнительной вкладки. На словах ему подробнее рассказали о составе и способе приготовления, но подчеркнули: «Все данные на этикетке».
К сожалению, на этикетке салата «Свекла с орехами и черносливом» оказалась та же проблема, которую наблюдают эксперты во всех продаваемых в кулинарных отделах супермаркетов товарах на развес указана не дата изготовления продукта, а лишь дата упаковки. Это не просто бумажная придирка: кулинарные товары, особенно заправленные (майонезом, сметаной, растительным маслом), относятся к скоропортящимся товарам, срок годности которых исчисляется часами. А ведь крошили и смешивали эти салаты не прямо на глазах у покупателя, перед тем как переложить их в «кузовок» прошло какоето время. И эти неизвестные потребителю часы или даже полчаса могут сыграть свою печальную роль в дальнейшем: ростовчане травятся магазинной «кулинаркой» особенно летом. Еще одно несоответствие по маркировке, с которой часто спорят владельцы кулинарных цехов: вместо слов «массы нетто» указан «вес». Придирка? Для рядового покупателя это не принципиально, но с юридической точки зрения нарушение ГОСТа, которое может сыграть свою роль в случае, допустим, судебного разбирательства.
Салат «Друзья» тоже оказался нетолерантным к покупателям. Когда он был изготовлен (а не упакован), признаться также не решил и опять «весил». Еще один минус оформления информации для потребителей: ингредиенты перечислены не в порядке уменьшения массовой доли (соль указана на втором месте после мяса куриного, что вряд ли соответствует действительности). Опять же не банальная придирка: определенный нормативами порядок оформления этикетки предназначен для разборчивого покупателя.
После полного оформления документации этой закупки все данные поступят владельцам супермаркета для устранения недочетов. Свою функцию «контрольной закупки» независимые экспертизы выполняют: привлекают внимание к даже мельчайшим нарушениям не только потребителей, но и другой стороны продавцов. Надежда есть