Набрав в поисковике «Google» слово «донской» мы вторым результатом «подсказки» получаем слово «табак». Да и кто из ростовчан и жителей области не слышал о местной табачной фабрике? И кто из курильщиков страны не знает «Донской табак»?

И все-таки известность и популярность — понятия разные. Сигареты трудно отнести к товарам безусловно полезным, более того, все больше и больше говорят о полном запрете курения в общественных местах, о запрете рекламы сигарет… Но пока что реклама идет полным ходом. И приносит плоды — подчас не совсем такие, на которые рассчитывали ее производители.

Интернет всколыхнул скандал с рекламой «детских» сигарет «Донского табака». Популярный блогер Алексей Навальный обвинил владельца «Донского табака», депутата Государственной Думы Ивана Саввиди в том, что он активно подталкивает к курению совсем молоденьких девочек. Яркая, «легкая» реклама с привлекательными образами и такими привлекательными сигаретами, которые сравниваются со сладостями, действительно выполнена на высоком уровне. И этим наиболее опасна. «В Европе, или тем более в США, «донских табачников» разорвали бы на части. Хотя вряд ли кто-то там решился бы на подобную рекламу даже не из-за боязни исков, а из-за нежелания столкнуться с общественным мнением на эту тему», — пишет блогер.

Что ж, каждый может посетить в Интернете сайт сигарет «Kiss», просто нажав на кнопку, подтверждающую, что ему 18 лет. Что мы там видим? Призывы курить, курить и курить! «Регистрируй коды с пачек твоих любимых сигарет «Kiss» и получай призы — соблазнительные девичьи штучки. О главном призе клуба ты всегда мечтала — это… исполнение мечты! Приглашай подруг и друзей на сайт —– своими голосами они приблизят тебя к получению одной из трех карт номиналом 75 тысяч рублей…» Вроде бы призыва приглашать друзей курить не было. Но зачем иначе заходить на сайт табачной компании?

Название сигарет «Sweet Dreams» — сладкие грезы — вообще говорит само за себя и в дополнительных пояснениях не нуждается. Да и вся розово-гламурная стилистика «женских» сигарет способна соблазнить многих… И призывы объединяться с помощью курения, искать парней при помощи пачки сигарет или сайта, с ними связанного, насквозь порочны…

Как пишет Ксения Лукичева на сайте AdMe.ru, «топ-менеджменту и маркетологам компании «Донской табак», выпускающей сигареты Kiss, Sweet Dreams, Play, Senator, Continent и собственно «Донской табак», уготован отдельный ад, в котором будет не только жарко, но и дымно. Вокруг них плотным кольцом будут сидеть печальные и суровые дети и без конца выдыхать им в лица дым сигарет, которые «Донской табак» так отчаянно впаривал юным и нестойким».

Высказывание резкое, но, увы, справедливое. Одно дело — производить сигареты для тех, кто и так курит. Другое — вовлекать в курение будущее нации, будущих матерей, позиционируя сигареты как игрушки. Один из лозунгов рекламной компании «Kiss» (с запрещенного в 2008 году плаката) — «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Но ведь бывает абсолютное нельзя! Сигареты — не игрушка. И беззаботной жизни с сигаретами, которую обещают рекламные плакаты и яркие пачки, не будет. Только появятся новые проблемы…

Пачки «детских» сигарет яркие и «модные», фильтр у них сладкий… Такое вот совмещение чупа-чупса (как на другом рекламном плакате) и наркотического никотинного яда.

Ассоциация рекламодателей пожаловалась в антимонопольную службу на рекламу с девушкой и леденцом. Рядом с портретом барышни — пачка с сигаретами, по форме напоминающими конфету, и выглядящая как упаковка сладостей. В верхней части лозунг — «Мысли в стиле Kiss!», в нижней части — «Люблю все новое, вкусное и круглое!». Реклама была размещена в глянцевых журналах, аудиторией которых являются девушки в нежном возрасте — как правило, до 18 лет…

ФАС постановила, что в объявлении содержится информация о том, что курение способствует улучшению физического и эмоционального состояния. В ходе рассмотрения дела начальник юротдела ОАО «Донской табак» Светлана Басалаева утверждала, что их рекламная кампания рассчитана на студенток, а модель, снявшаяся с леденцом, достигла 21 года. Однако привлеченный эксперт, президент Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, заявил, что «на форуме, запущенном в поддержку этих сигарет, модераторы отвечают на вопросы «у меня появились прыщи, поэтому парень хочет меня бросить» или «как правильно целоваться». Совершеннолетние девушки вряд ли могут обращаться к участникам форума с такими проблемами.

А лозунг из того самого запрещенного в 2008 году постера, где девушка с косичками и мороженым заявляет: «Если нельзя, но очень хочется, то можно», можно применить и к самому «Донскому табаку». Штраф, который пришлось выплатить компании за сомнительную рекламу, для такого гиганта просто смехотворен — около 100 тысяч рублей…

Фото с интернет-ресурсов