В США и некоторых странах Европы первые недели после Нового года называют «днями ненужных подарков»: толпы людей спешат в магазины возвращать полученные дары. Действительно, что делать со второй микроволновкой, третьим утюгом, десятком колючих свитеров нелюбимых цветов или огромной деревянной статуей?

Такая возможность предусмотрена и в российском законодательстве, но лишь в течение двух календарных недель со дня покупки в магазине и в течение недели, если товар приобретали через Интернет или телемагазин. По словам зампредседателя союза защиты прав потребителей «Донской союз» Евгения Миронова, по закону возвращаемый подарок должен быть товарного вида, сохранить свои потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки.

Теоретически сделать это не сложно. Можно вернуть подарок и без ведома дарителя — в преамбуле федерального закона «О защите прав потребителей» потребителем называют в том числе и пользующегося товаром. Даже отсутствие чека, который не принято у нас прилагать к подарку, не слишком помешает, если есть свидетели покупки.

— Но в спорной ситуации потребителю нужно оставить письменную претензию в магазине, — советует Евгений. — И ее все-таки стоит писать человеку, совершавшему покупку.

А насколько сложно вернуть подарки и как на такую просьбу реагируют сотрудники магазина?

— Возврат производится по письменному заявлению, для заполнения бумаг нужен паспорт, — пояснили в «Детском мире». — Для магазина нет никакой разницы, кто именно возвращает товар: покупатель или текущий хозяин товара. Единственное исключение: если платили за покупку кредитной карточкой — деньги по заявлению владельца возвращаются только туда.

Вопросу сотрудники магазина не удивились, подтвердили: после Нового года бывают такие случаи. И акцентировали: возвращать нужно товар именно в тот магазин, где его брали, товар из другого (пусть и той же фирмы) вернуть можно только по разрешению руководства.

Опросы продавцов других магазинов показали: в таком щепетильном деле, как возврат подарков, очень многое зависит от политики фирмы. Так, «бутиковые» товары обменять намного легче. Часто руководство таких магазинов идет навстречу покупателям и возвращает деньги даже после того, как истекли положенные две недели (чаще всего, если подарок не распакован), охотно меняют товар на аналогичный, но другого цвета.

— Чек мы и не спрашиваем, а вот фирменная коробочка должна быть обязательна, — рассказали в салоне итальянской бижутерии.— Никаких проблем с этим у нас нет, возвращаем деньги по первому же требованию. Но таких случаев немного, в этом году — всего пять.

А вот продавцы более «массовых» товаров таких вольностей недовольным получателям подарков не позволяют.

— Обязательно чек и целая упаковка, — отрезали в магазинчике китайской бижутерии. Заикнувшись о том, что по законодательству чек — желательный, но не обязательный пункт при возврате, мы получили категоричное: «В суде будете тогда свидетелей предъявлять!». Чуть позже все-таки пояснили: «А как мы иначе узнаем, когда именно была совершена покупка и не истек ли срок возврата?». По их словам, пытаются возвращать недорогие безделушки многие, но достаточно часто — явно не один день ношенные, уже потертые. «Насмотрелись американских фильмов», — возмущаются продавцы.

Двоякое отношение к возвратам — у продавцов сувенирной продукции. Статуэтки, вазы или настенные панно нейтральной тематики принимают обратно без каких-то проблем, чек на авторские работы спрашивают редко. А вот новогодние поделки — со скрипом. Сами продавцы таких магазинов признаются — при возврате сезонных сувениров они стараются использовать все лазейки для отказа.

— Если нет чека на сезонную продукцию, мы согласны принять обратно товар только через суд, об этом сразу предупреждаем покупателей, — рассказали они. — Также особенно придирчиво ищем, нет ли царапин, сколов. Нам такой возврат не выгоден — вещь будет почти год занимать место на складе. В крайнем случае мы предлагаем покупателям обменять новогодние сувениры на другие с доплатой или возвращением части денег.

Достаточно спокойно воспринимают вереницу недовольных получателей подарков продавцы магазинов посуды. Напротив, они стараются в это время устроить распродажи, на которых выставляют «вернувшиеся» образцы. Но принимают бьющуюся посуду только в целой фабричной упаковке и особенно тщательно осматривают товары: малейшая царапина на одной из чашек станет причиной отказа возврата всего чайного сервиза.

Свои особенности возврата — у подаренной техники.

— Принимаем согласно положениям закона о защите прав потребителей, — обтекаемо ответили в сервисном центре «МедиаМаркта».

Дело в том, что значительная часть этого супермаркета (как и большинства магазинов техники) подходит сразу под два исключения: «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену» и «Перечень технически сложных товаров». Подарки из этих списков можно вернуть только при наличии брака. Причем товары из второго списка с незначительными повреждениями — только в течение двух недель после покупки. Сотрудники сервисного центра признали: возврат — это болезненный для них вопрос. Пытаются сделать это многие, приходится объяснять, листать вместе с ними текст закона…

Еще один скользкий момент, на который обращали внимание сотрудники крупных магазинов: возврат подарков, который самому дарителю достался в виде «бонуса». Особенно в последнюю предновогоднюю неделю рекламные буклеты пестрели предложениями типа «покупаете холодильник — микроволновка в подарок». Если под новогодней елкой вас ожидала именно эта микроволновка — вернуть ее не получится. Как и обменять. И даже отремонтировать во время гарантийного срока — его просто нет у таких товаров. Они находятся вне зоны действия потребительского законодательства: в чеке такой товар не указывается, следовательно, никаких договорных отношений по поводу него у покупателя с продавцом нет. В крайнем случае этот «довесок» можно обменять вместе с основной покупкой, однако это — добрая воля магазина.

Но что делать, если вы не успели вернуть подарок или по какой-то причине не смогли этого сделать? Сейчас легче всего избавиться от ненужных утюгов, подсвечников и свитеров можно с помощью комиссионных магазинов, особенно в Интернете: на многих сайтах уже появились «постновогодние» разделы, где можно продать такой подарок или поменяться на что-то интересное для вас. К слову, не сумевшие избавиться от неудачных подарков американцы предпочитают устраивать такие аукционы у себя дома еще и как повод собрать у себя большую компанию.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.

2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).

3. Парфюмерно-косметические товары.

4. Текстильные товары, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы и другие товары, отпускаемые на метраж.

5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).

7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки.

12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны.

13. Животные и растения.

14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Перечень технически сложных товаров
(в случае незначительного брака можно вернуть или обменять только в течение 15 дней)

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.