Детских центров, разного рода кружков и всевозможных развивающих программ сегодня хватает. Отдать ребенка на развивающие занятия многие стараются задолго до школы. Но необходимо ли это?

Развивать ребенка нужно. Только родителям снимать с себя ответственность в плане развития и воспитания своих чад и перекладывать ее на центры в корне не верно. Эти учреждения должны стать помощниками в развитии дошкольников. А вот какие кружки для занятий выбрать и с какого возраста их нужно посещать, это могут определить только папы и мамы.

Хотя существуют среднестатистические нормы, показывающие, в каком возрасте чем лучше начать заниматься с ребенком. Например, активные занятия спортом противопоказаны дошкольникам. Вокалом не рекомендуется начинать заниматься раньше пяти лет. До этого возраста голосовые связки у ребенка еще не сформировались. А играть на гитаре лучше с 8-9 лет. До этого возраста у ребенка еще довольно слабо развита координация движений.

— На самом деле, данные статистики — это еще не все, — рассказывает Вячеслав Терехин, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и акмеологии факультета психологии ЮФУ. — Один ребенок начинает говорить в полтора года, а другой — в три, потому что каждый индивидуален и имеет свои особенности развития. Родители должны создавать такую среду, в которой можно было бы подметить задатки малышей, раскрыть их. То есть, чтобы понять, что ребенку нравится рисовать, нужно, чтобы бумага и краски были у него под рукой. Вообще для гармоничного развития нужно много разговаривать с ребенком. Играть с ним в развивающие игры. Родителям следует самообразовываться и принимать решения, касающиеся развития ребенка, исходя из собственных знаний, интуиции и наблюдений за малышом. Нужно просто хотеть, чтобы ваш ребенок был интересным, здоровым и, прежде всего, счастливым. И никогда нельзя заставлять детей. Если ребенок чего-то не хочет, велика вероятность, что сами взрослые где-то повели себя неправильно, а, возможно, заниматься этим делом малышу еще не пришло время. Тем более что многие задатки так или иначе выдают себя.

Осторожными нужно быть тем родителям, которые еще с пеленок видят своих детей выдающимися специалистами в какой бы то ни было сфере. Не нужно перегибов. Ребенок должен развиваться соразмерно со своими желаниями и возможностями. Хотя, чем более разносторонне развитым он будет, тем окажется лучше. Например, американские ученые пришли к выводу, что те люди, которые занимались в детстве музыкой, становятся более успешными, даже если потом всю жизнь не прикасаются к инструменту. Игра на инструменте учит просчитывать действия на несколько ходов вперед. Это сказывается на сознании в целом. Занятия иностранными языками развивают память. Спортивные и танцевальные секции вносят свой вклад в здоровье на всю жизнь.

В вопросе о том, как рано можно отдавать ребенка на те или иные занятия и как самому способствовать его развитию, могут помочь советы действующих педагогов и книги Е.Е. Сапоговой «Психология развития человека» и А.А. Реан «Психология человека от рождения до смерти».

Виктор Поляков, заместитель директора по учебно-воспитательной работе детской юношеской спортивной школы № 2 в Ростове:

— Если говорить о занятиях спортом, то они начинаются с 7-8 лет. До этого должна идти речь только о занятиях, направленных на укрепление здоровья, возможна подготовка. У нас на спортивную гимнастику на подготовку берут девочек с четырех лет, хотя на самом деле мы стараемся брать с пяти, мальчиков — и того позже. Сегодня по всему миру идет тенденция по участию в конкурсах все более юных спортсменов, но на самом деле это плохо сказывается на их здоровье.

Владимир Сердюк, преподаватель по классу гитары детской музыкальной школы имени Чайковского в Таганроге:

— На мой взгляд, игре на гитаре лучше начинать учить с 8-9 лет. Это обусловлено и физиологией, и тем, что ребенок уже психически более окрепший. Он готов воспринимать информацию. С малышами же приходится больше играть в игры и следить за их настроением, а не учиться. Хотя и дети есть разные, и подходы у педагогов различные. Главное, помнить, что детей нельзя заставлять. Те, кто приходит ко мне по желанию родителей или бабушек, уходят уже через полгода. А тех, кому гитара интересна, видно невооруженным взглядом.

Ирина Булочкина, преподаватель вокала дома детского творчества «Ермак» в станице Мечетинской:

— С детками, которых приводят в четыре-пять лет, работать сложнее. Диапазон у них еще крайне узок, а голосовые связки еще не сформировались. К тому же нужно довольно часто переключать их внимание, чем-то заинтересовывать. Зато в будущем они достигают куда большего результата, чем их сверстники. Если родители видят у своих детишек способности к пению, я бы отдавала их пораньше заниматься. Но здесь очень важно, чтобы обучение правильно велось. Главное, не навредить.

Юлия Андрийченко, учредитель языковых курсов «English Today»:

— Самый благоприятный возраст для обучения иностранному языку приходится у ребенка на 2-3 года, когда происходит становление речи. Но здесь должно быть полное погружение в среду. То есть в идеале поехать с ребенком за рубеж на пару месяцев. Или же, играя в обычные для этого возраста игры в игрушки или кубики, говорить с ним только на иностранном. Причем не стоит забывать, что в этом возрасте малыш не может долго задерживать внимание на чем-то одном. Нужно постоянно его переключать. 

С ребенком постарше уже можно строить диалог. Но занятия в большей степени все равно сводятся к играм, в том числе подвижным. Дети смотрят мультики на иностранном, слушают и поют песни. И, конечно, необходимо все то же погружение в языковую среду, когда педагог общается с учениками только на иностранном.

Работать с малышами — огромная ответственность. Но если делать все правильно, раннее обучение иностранному принесет только пользу. 

P.S. Если говорить о ценах на занятия для дошкольников, то они везде разные. Например, 8 уроков по иностранному языку в Ростове стоят примерно от двух до четырех с половиной тысяч рублей. В то же время во Дворце детского творчества в Ростове обучение детей английскому ведется бесплатно, впрочем, как и все остальные занятия.