Хотите первоклассный маникюр всего за 50 рублей? А поехать на Кипр по путевке за 3500 рублей? Такие ошеломительные предложения действительно существуют, только надо успеть получить «скидочный» талон. Но насколько эти обещания действуют в реальности?

Используемые в первую очередь в рекламных целях, такие скидочные акции (конечно, не в таких масштабах) встречались даже в советское время. А уж в США принцип «вырежи и предъяви на кассе» – и вовсе обычное дело: по купонам со скидкой в 5 -10% совершается до половины всех потребительских покупок. Но сейчас можно уже говорить о новом явлении: и скидки — головокружительные, и стоимость купона уже не входит в цену газеты или специального буклета, а оплачивается отдельно.

Суть «купонного бизнеса»: если успеть в означенный срок (обычно — сутки) заказать и оплатить через платежный терминал купон, можно приобрести до 90% скидки на покупку товара или услуги.

Продавцы готовы идти на такие «жертвы»: обычно количество купонов — не больше 20-30, а постоянных клиентов прибавляется в разы. В этой рекламно­-потребительской идиллии есть только один тревожный момент, на который и обращают внимание сотрудники Роспотребнадзора.

Дело в том, что продаются эти онлайн-­купоны на сайтах отдельных фирм, ничего общего с продавцами не имеющими. Ну разве что договор на рекламу. И получается, что, заплатив деньги за скидку, покупатель имеет все шансы ее не получить: платил же он «левой» фирме.  Поэтому приобретя за тысячу рублей право заплатить за круиз по Средиземному морю не 25, а 10 тысяч, вы можете попасть впросак.

— Фактическим продавцом данные компании не являются, — поясняют в Роспотребнадзоре. — Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец — это организация, реализующая товары потребителям по договору купли­продажи. Про ответственность за продажу права на дополнительные условия — купоны — в законе нет ни слова.

Разумеется, если вы купили купон на рекламную акцию, а таковой не существует, деньги возможно вернуть. Но почти всегда — только через суд, и если у вас сохранился чек оплаты из платежного терминала. И истребовать компенсацию за обманутые надежды, если в солярии и не знали о дающей скидку «волшебной бумажке», вы будете тоже исключительно от владельцев «распродажного» сайта.

Еще один неприятный момент связан с активизацией самого купона: вы успели заказать купон в срок, а получить его на руки после оплаты — уже нет. В этом случае, к сожалению, искать правду тоже придется в суде: принцип «кто успел» подобные фирмы соблюдают до последнего.

Хотя, нельзя не отметить, такие неприятности со «скидочными» купонами — необязательны. Действительно, у опытного и внимательного шопоголика есть все шансы успеть на сказочные распродажи. Если он не будет забывать о главных «скидочных» правилах. Во­-первых, перед оплатой купона нужно связаться с магазином или фирмой и узнать, есть ли в действительности такая акция или услуга. Во­-вторых, обязательно сохранять все чеки оплаты  как и самого купона, так и купленного по скидке товара. В­третьих, если уж пользоваться услугами «распродажных» сайтов, то сначала изучить самого посредника: есть ли на сайте сведения о владельцах, окошко обратной связи, размещены ли полностью (без ссылок на другие сайты) правила и условия договора.

И, наконец, не забывать — такое «счастье» является в первую очередь рекламной уловкой продавцов и производителей со всеми вытекающими из этого факта последствиями…