Ну вот, кажется, это и случилось. Автомобили с правым рулем и «настоящие американцы» с красными указателями поворотов станут как камень на шее их владельцев.

Примерно с июня этого года ни продать, ни купить в России их будет невозможно. Потому что вступит в силу новый технический регламент, однозначно запрещающий регистрацию таких автомобилей. Россия, а вместе с ней Казахстан и Белоруссия, входящие в Таможенный союз, бесповоротно дают «лево руля».

Для нашего региона это не очень большая потеря — подлинных «японцев», собранных в той стране, в Ростовской области не так уж много. Хотя их могло быть, на самом деле, гораздо больше, если бы поставки из таких традиционно «праворульных» регионов, как Владивосток и Хабаровский край, оказались коммерчески привлекательны. И дело тут не в отсутствии спроса – он был и есть. Знающих автолюбителей совсем не смущает некоторое неудобство, связанное с правым расположением руля. К езде на переднем пассажирском месте и к переключению скоростей левой рукой привыкаешь быстро, зато очевидные преимущества «настоящих японцев» компенсируют все эти недостатки. Один мой хороший знакомый принципиально предпочитает «праворульные» автомобили, изготовленные в Японии. — Качество — просто небо и земля по сравнению даже с иномарками, собранными в России! — утверждает он. — Опять же комплектация, всякие «прибамбасы», масса маленьких приятных удобств, которые создают особое ощущение комфорта. Ну и надежность: я брал подержанные машины 7­летнего возраста бизнес­класса, они мне обходились по цене собранных в России «бюджетников». И при такой, в общем, доступной цене они десяток­другой лет работали без поломок, только вовремя масло подливай.

Свою приверженность «праворульным» автомобилям мой собеседник проиллюстрировал за пять минут, путем самого поверхностного сравнения собранной на одном из наших заводов корейской машины со своей «японочкой». «Смотри — зазоры между крышкой капота и корпусом «гуляют», машина чуть скошена на правый бок, пластик в салоне дешевый, на стыках заусенцы — в общем, сборка так себе. Не исключаю, что могут быть проблемы со сцеплением и другими агрегатами. Тут кому как повезет». Я спросил, как он относится к запрету на «праворульные» иномарки. Он ответил: «Лично я — отрицательно, хотя понимаю, что тут вопрос конкуренции. Беда в том, что пока у нас не научились делать хорошие машины. А запреты только расслабляют российских производителей».

Предположим — это мнение субъективное. Если же подходить непредвзято в таком вопросе, как автотранспортные стандарты, не должно быть разноголосицы. И поскольку в стране нормой является правостороннее движение, автомобили должны быть соответствующим образом оборудованы. Немного «напрягает», впрочем, то обстоятельство, что вопрос о «выдавливании» с российского рынка «праворульных» машин особенно настойчиво ставят как раз иностранные производители, организовавшие автосборочные заводы в России. Об этом, в частности, сообщается на сайте для автолюбителей «Кьюто.ру». Дело в том, что лучше всего в нашей стране продаются иномарки в сегменте бюджетных автомобилей по цене до 400 тысяч рублей. Ну не может пока большинство россиян позволить себе ни «мерседес», ни «бентли»! А надежные и неприхотливые «праворульные японцы» со сроком эксплуатации 5­10 лет как раз составляют серьезную конкуренцию в этом ценовом сегменте. Уберешь их с рынка — получишь существенный дополнительный доход.

С этим можно согласиться, но при одном условии. Если уж избавляться от подержанной продукции японского автопрома, то не мешает нашим автопроизводителям очень серьезно заняться вопросами, связанными с повышением потребительской привлекательности своей продукции. Она, конечно, востребована, но чтобы у покупателей не было претензий, необходима не только широкая сеть дилерских центров, но и недорогое, высококачественное сервисное обслуживание. А то сегодня на автомобильных форумах то и дело читаешь нелестные отзывы о работе сервисных центров: то в очереди пришлось дожидаться, то элементарно нахамили, то «лапшу на уши навесили», убеждая, что в той или иной поломке сам автовладелец виноват. И дороговизна! Иной раз в маленьком частном сервисе обслужат и качественнее, и быстрее.

Да, с правым рулем у нас рано или поздно расстанутся, это тенденция, от которой никуда не уйдешь. Вот только бы не осталось ностальгии о знаменитом японском качестве. А она будет, если мы сами не превзойдем японцев, не научимся и свои, и чужие машины делать как надо. Словом, есть над чем работать.