Помнится, когда обучался на водительских курсах, преподаватель — мужчина серьезный и в деле вождения транспортных средств весьма опытный — строго предупреждал нас, новичков: «Особо остерегайтесь подростков, которые едут на скутерах и мопедах. С Правилами дорожного движения они, зачастую, незнакомы, ответственности ни на грош. Это очень опасные участники дорожного движения!».

В правоте своего наставника убедился, как только стал регулярно крутить баранку. В память врезался такой эпизод: на перекрестке мне нужно повернуть направо, загорелся зеленый, включаю первую передачу, начинаю движение. И тут с правой стороны выныривает скутер, на нем — кое-как уместившиеся на узком сиденье двое подростков. Скутер летит мне под правое колесо. Хорошо — хоть затормозить успел, скорость была небольшая. Пассажир скутера оглянулся и, глупо улыбаясь, сделал неприличный жест. Дескать, смотри, дядя, как мы тебя «сделали»! И полетела эта парочка дальше, а от нее шарахаются не только легковушки, но и грузовики. Никому же не хочется стать виновником трагедии!

Я вспомнил об этом эпизоде не из чувства оскорбленного достоинства. В Государственную Думу внесен законопроект, ограничивающий вольницу для скутеров и мопедов. Они в ПДД обозначены как «двух- или трехколесные транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров». Речь — ни много ни мало — идет о том, чтобы обязать владельцев «велосипедов с моторчиком» сдавать на права, как это делают водители автомобилей. И повысить возраст, с которого предоставляется право вождения скутеров и мопедов, до 16 лет, а мотоциклов — до 18 лет.

До этого, как вы понимаете, ограничений не было — покупай скутер и гоняй без прав. О том, чем это оборачивается, убедительнее всего свидетельствует статистика ДТП на российских дорогах с участием скутеров, мопедов и мотоциклов. Как сообщает интернет-издание «Газета.ру», в 2009 году с участием скутеров и мопедов произошло 5439 дорожно-транспортных происшествий, в них погибли 260 человек, и 6105 человек, включая пассажиров, были ранены. В 2010 году количество погибших в таких ДТП увеличилось на 6 процентов. А в 2011 году, уже в первой половине, количество ДТП с участием скутеров выросло на 6,5 процента, при этом количество погибших увеличилось на 27 процентов. С мотоциклами ситуация не лучше. По данным ГИБДД, в 2011 году было зафиксировано 9377 ДТП с участием мотоциклистов, в них погибли 1308 человек и 10678 получили тяжелые травмы. Впечатляет?

Скутеры и мопеды сегодня доступны, как никогда. С одной стороны, это хорошо: недорогие транспортные средства необходимы тем же пенсионерам, добирающимся на свои дачи, гражданам, которым необходимо преодолеть относительно небольшие расстояния, отправляясь на работу. С другой стороны, на скутерах гоняет по дорогам очень много неоперившихся мальчишек-подростков, и даже девчонки не прочь прокатиться на этих двухколесных красавцах. Но нет серьезного отношения к участию в дорожном движении, ветер в голове. Вот и происходят эти страшные вещи, когда в ДТП гибнут не взрослые водители, а дети, без должных знаний и опыта севшие за руль.

Ведомственные попытки ввести хоть какое-то регулирование при предоставлении права вождения скутеров тем же подросткам предпринимались, но так ничем и не увенчались. Предлагалось, например, установить норму, чтобы перед покупкой скутера будущий его водитель хотя бы знакомился с содержанием Правил дорожного движения. Но если эта норма где-то и применяется, то разве что для проформы, поскольку до нынешнего дня нет закона, который бы обязывал водителей скутеров сдавать экзамен на право вождения в ГИБДД. И если такой закон примут, появится хоть какая-то надежда, что поведение юных водителей мопедов на дорогах станет более ответственным. Что же касается повышения возраста, то можно только приветствовать такое решение.

Сама логика тех же Правил дорожного движения предусматривает, что с усложнением, повышением мощности и изменением функций механических транспортных средств ужесточаются и требования к возрасту, к опыту водителей. Например, «зеленому» мальчишке никто не доверит управлять автобусом, перевозящим людей, или грузовым автомобилем с прицепом. А скутер, который, между прочим, может развить скорость свыше 50 километров в час, согласитесь, уже сильно отличается от велосипеда, на котором могут ездить подростки. Что же касается мотоцикла, то некоторые спортивные модели развивают скорость свыше 300 километров в час. И доверить управление таким «зверем» 16-летнему мальчишке? Не слишком ли это опасно, в первую очередь для него самого?

Кто-то, возможно, скажет: а помните, как еще в прошлом веке мы, пацаны, гоняли на мопедах, и ничего! Но это сравнение неуместно: посмотрите на дороги, сегодня ситуация на них многократно усложнилась, огромное количество машин, то и дело возникают аварийные ситуации. Тут и взрослый, опытный водитель должен быть все время на чеку, а неопытным юнцам на мопедах еще сложнее. В том и беда, что они этого просто не понимают. Дорога для них — развлечение, место, где, как они думают, можно ездить наперегонки. И некому им рассказать, что диапазон опасности здесь колеблется от инвалидной коляски до смерти. Взгляните еще раз на статистику и вы со мной согласитесь.