Забейте в поисковую систему Интернета слово «компостер», и она выдаст вам кучу адресов и ссылок на садовые и ландшафтные компостеры — устройства для переработки растительных отходов и приготовления компоста. А во времена СССР при слове «компостер» возникала только одна, понятная всем гражданам, ассоциация — проезд в общественном транспорте.

Именно там с начала 70-х годов и размещались компостеры — устройства, предназначенные для проверки проездных талонов. Талоны эти продавались или в специальных киосках, или у водителей, чаще всего их покупали «книжечками», сразу на несколько поездок. При входе в транспорт пассажир должен был оторвать один билетик и прокомпостировать его в компостере, которые располагались в нескольких точках салона. На билете при этом пробивались дырочки. В часы пик, когда в транспорте народа было много, пассажиры передавали талончики друг другу по цепочке с просьбой прокомпостировать билетик. Вот такая вот была взаимовыручка. Правда, тому, кто стоял у компостера или сидел рядом с ним, было не слишком весело — приходилось постоянно пробивать чужие билеты или слушать всю поездку клацанье компостера у себя над ухом.

«Не забудьте прокомпостировать проездной билет», «Билет без компостера недействителен» — висели в транспорте строгие таблички. Но разве можно напугать наш народ запретами и строгостями? Поэтому хитростей с компостированием талончиков была масса. Самая простая — постараться проехать свои несколько остановок «зайцем» и сохранить талончик для другой поездки. Правда, в этом случае надо было держать билет наготове и стоять поближе к компостеру, на тот случай, если вдруг в автобус зай­дет контролер. Доходило до смешного… Представьте себе картинку — раннее утро, полусонный народ плотными рядами, молча прижавшись друг к другу (а что поделаешь, транспорта мало было) едет на работу. Тишина. И вдруг в толпе пассажиров начинается паника — почти одновременно все кидаются к компостерам и начинают пробивать билеты. Желание «срочно обилетиться» означало — в салон нагрянул контролер. Или несколько контролеров одновременно. В случае такой «облавы» в выигрыше были сознательные граждане, которые пробивали билет сразу при входе в транспорт. А вот товарищам, «забывшим» прокомпостировать билетик, приходилось платить штраф. Но и тут можно было схитрить! Расскажу, как поступали студенты и особо экономные пассажиры. Если пробитый билет чуть намочить водой, а потом прогладить горячим утюгом — дырочки от компостера разглаживались и становились менее заметными. Заходишь в транспорт, пробиваешь «проглаженный» билет и едешь дальше. Главное — ударить посильнее по компостеру, чтобы новые дырки были четче старых. Тот, у кого память была хорошая, поступал проще — пробитые билеты не выбрасывал, а складывал в стопочку. Секрет «экономии» прост. Компостер пробивал на билете дырки в виде номера транспортного средства, который был написан на борту автомобиля или на стекле кабины водителя. Стоишь на остановке, едет трамвай № 10, берешь стопочку билетов и находишь старый, прокомпостированный, с этим же номером. Правда, особо дотошных контролеров таким трюком не удивишь, по закодированным в билете датам выпуска «зайцев» они угадывали запросто. Но контролеры тоже люди, поэтому проехать дважды, а то и трижды по одному и тому же билету можно было. Один мой знакомый проездил с таким билетом по одному и тому же маршруту целых полгода…

 Пару лет тому назад ростовские власти пытались возродить компостеры — рядом с кабиной водителя на нескольких маршрутах появились яркие желтые электронные аппараты для безналичной оплаты проезда. Только вот что-то не прижились они пока, хотя денег на их установку и производство проездных талонов было потрачено немало.

 А ведь во многих странах Европы такая система учета пассажиропотока — дело привычное. Там для компостирования билетов в автобусах установлены электронные компостеры, которые отмечают время посадки, есть проездные по времени пользования на 90 минут, на один день, на три дня и на неделю. Кстати, очень удобная система, при ней не надо заморачиваться перед каждой поездкой и думать, есть ли на проезд мелочь в кошельке. И налоги с продажи билетов и проездных легче собирать, когда их централизованно продают. Может, поэтому у нас сейчас водители такие нервные, что им приходится постоянно отвлекаться от дороги, деньги за проезд принимать, сдачу выдавать? А были бы старые добрые компостеры, глядишь, и ездить в общественном транспорте поспокойнее было бы. 

А что вы помните из жизни в СССР, чем дополните список вещей, которые уходят в историю?

Своими воспоминаниями можно поделиться с нами по телефону 8-800-700-5-108 (звонок бесплатный) или оставить комментарий на сайте газеты www. nvgazeta.ru и в социальных сетях («Одноклассники», «Вконтакте», «Фейсбук») в группе «Наше время».