В редакцию «НВ» позвонила наша читательница Лилия П. и, смущаясь, попросила подсказать: «Может, вы случайно знаете, как при заполнении заявления на портале «Госуслуги» нужно вводить римские цифры?».
По телефону мы попытались объяснить нашей читательнице: латинские цифры в электронном документообороте набирают с помощью английских букв «i», «v» или «x» с зажатой клавишей «Shift». Однако умничали мы зря: молодая женщина и так это знала, но...
Промучившись некоторое время и даже проконсультировавшись с коллегами из технического отдела, мы все-таки решили визуально изучить проблему — жила наша читательница недалеко от редакции. Пришли в гости, познакомились с очаровательной годовалой шкодой Ольгой и ее мамой, сели за компьютер. Действительно, серия III-АН никак не желала вводиться в нужную ячейку сайта: мы меняли язык с русского на английский, пробовали набирать прописными, заменяли на греческие цифры. Раза с пятнадцатого, совершенно случайно, нам это удалось! Быстро забив все остальные графы анкеты, мы следуем по указаниям сайта и в итоге стопоримся на ответе «Ребенка нет в базе данных».
Что обозначала эта надпись, понять мы не могли: ответа не нашли ни в справочной информации на сайте, ни в «частых вопросах». Все-таки пришлось звонить в техподдержку, где нас отправили для разбирательств в местный отдел образования: «видимо, у них случился какой-то сбой».
«Какой может быть сбой, если я еще и не зарегистрировалась в этой самой базе? — изумилась наша читательница. — «Детские» я получаю, ребенок прописан...»
Послушно звоним в отдел образования Октябрьского района Ростова, где нас соединяют с ведущим специалистом Татьяной Марцинкевич. Как и следовало ожидать, перенаправили нас зря: районные отделы образования никакого отношения к оформлению электронного заявления не имеют, они выступают лишь как получатели таких заявок. При нас специалист позвонила по телефону техподдержки госпортала.
— Консультант считает, что вы могли случайно заказать не услугу постановки в очередь, а проверку хода этой очереди, — пояснила нам Татьяна Николаевна, окончив разговор с техподдержкой. — Или же это технический сбой.
Беседуя со специалистом райотдела образования, мы уточнили: побороть систему заполнения анкеты на сайте не можем не только мы — схожие жалобы Татьяна Николаевна нередко слышит от тех, кто в итоге решил подать документы лично. «Хотя через «Госуслуги» становятся в очередь достаточно много людей, — признает она. — Вы, кстати, знаете, что в таком случае вам все равно придется зайти ко мне в течение 30 дней в назначенное время и предъявить оригиналы?».
… В порядке эксперимента мы решили довести задуманное до конца. Еще раз «с нуля» зашли на сайт www.gosuslugi.ru. Выбрали точное место расположения: Ростов-на-Дону, Октябрьский район. С трудом нашли нужный пункт услуги, еще раз сверили: мы заполняли бланк именно для постановки на учет в детский сад. Заполнили анкету — получили уже новый ответ «ошибка отправки в ведомство». «Да они издеваются?!» – всплескивает руками молодая мама.
Отправляем письменный запрос в службу поддержки, в ответ нам намекают, что мы опять перепутали услуги «Постановка на учет в детский сад» и «Информирование о ходе оказания услуги» и прилагают нужную ссылку. Неужели мы снова ошиблись? Идем по предложенной ссылке, с особым вниманием сверяем название услуги, тщательно заполняем и... получаем знакомый отказ уже почему-то от администрации Таганрога.
И третий раз на той же самой странице мы пытаемся заполнить анкету и... внезапно все получается. Будто что-то перемкнуло в электронных мозгах онлайн-портала: после уже до боли знакомых строчек для ввода данных о ребенке нас внезапно спросили о предпочитаемом сроке зачисления в детский сад и предложили выбрать наиболее подходящие учреждения. Добросовестно заполнив все строки, наша читательница все-таки не рискнула в итоге отправить заявку. «Раз и так идти в райотдел, лучше я там лично и стану в очередь. Заодно и обсужу со специалистом все детали, – решила она. – А то вдруг мне действительно выделят место в садике где-нибудь в Таганроге, до самой школы будем с техподдержкой спорить».