Коммерческое транспортное лобби в Таганроге непобедимо
Депутат Таганрогской гордумы Игорь Анищенко произвел сенсацию. Он потребовал, чтобы народным избранникам в самые ближайшие сроки была предоставлена исчерпывающая информация о том, сколько у коммерческих транспортных компаний Таганрога автобусов и маршруток.
И, кроме того, сколько эти предприятия заплатили налогов в бюджет – пусть, дескать, честно и откровенно расскажет об этом депутатам налоговая инспекция. Совершенно случайно, беседуя с водителем таганрогской маршрутки, Игорь Анищенко узнал, сколько после смены тот сдает денег «черным налом» своим работодателям из транспортной компании. И тут депутат, сам имеющий отношение к бизнесу, отнюдь не самому ущемленному в доходах, был поражен непомерными аппетитами коллег-предпринимателей от «транспортного цеха» Таганрога.
Примерно десять лет (!) назад в «НВ» был опубликован один из первых материалов вашего собственного корреспондента по Таганрогу о криминальных особенностях пассажирских перевозок в этом городе. В частности, говорилось и о том, что значительная доля доходов, извлекаемых на таганрогском рынке пассажирских перевозок, под всякими благовидными предлогами выводится из-под налогообложения. Вот бы тогда, по горячим следам выступления газеты, проявить любознательность таганрогской власти и депутатам! Какие бы суммы могли попасть в таганрогскую казну. Которая, кстати, сегодня пустеет ну прямо на глазах.
Но дело тут, конечно, не в том, кто первый сказал «а». Демарш депутата Анищенко, как, впрочем, и всей депутатской комиссии по ЖКХ и транспорту, которая в полном составе Игоря Анищенко поддержала, вызван патовой ситуацией. А именно: в Таганроге пассажирские перевозки осуществляются вне правового поля. Это не фигура речи: год прошел с того дня, как в городе запустили процедуру очередного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, и этот конкурс так и не состоялся. По сути дела, сегодня транспортная отрасль Таганрога – это такая зона, в которой нет официально принятых и утвержденных правил игры. И каждый перевозчик работает так, как считает для себя выгодным и нужным, не особенно считаясь с интересами города. В новый 2015 год Таганрог вошел без единой для всех, четкой и продуманной транспортной системы. Да еще и без руководителя транспортной отрасли города. Последний герой на этой «расстрельной» должности пал не так давно, так и не сумев разрешить острые противоречия, возникшие между городской властью и представителями транспортных компаний.
Судебные разбирательства, которые все еще длятся и из-за которых никак не удается начать многострадальный конкурс, на первый взгляд направлены на то, чтобы ликвидировать в конкурсной документации юридические несоответствия. На самом деле идет борьба за то, чтобы сохранить в транспортной отрасли Таганрога некий статус-кво, сложившийся за последние примерно 10 – 15 лет. В сущности, речь идет о том, чтобы коммерческие транспортные компании сохранили за собой возможность доминировать на рынке. Пока приоритет в пользу коммерческого транспорта, а он с трудом поддается контролю, в особенности по извлекаемым доходам. Простой пример: в Таганроге большинство автобусов малой и средней вместимости перевозят пассажиров, не выдавая билетов. Некоторое представление о том, какие прибыли можно извлечь, дают редкие обследования пассажиропотока. Но насколько эти данные объективны – еще вопрос. Кстати, коммерческий транспорт в Таганроге освобожден от бесплатной перевозки льготников. Но льготники этим транспортом зачастую вынуждены пользоваться. Какой массив денежных средств при этом выводится из-под налогообложения – кто может сказать?
Конкурентная борьба, которую цивилизованной никак не назовешь, между транспортными компаниями идет полным ходом. Выдавливаются с рынка те предприятия, которые по закону обязаны осуществлять перевозку льготников. Коммерческие компании, ранее возившие людей на маршрутках, закупили новые вместительные автобусы. Интересно бы узнать, за какие средства? Теперь они перехватили пассажиропоток и доходы. Льготники, которых на таких автобусах по-прежнему отказываются возить бесплатно, теперь идут к перевозчикам, «отоваривающим» транспортные льготы. И у них ежедневная выручка на каждой единице транспорта упала на 1,5 тысячи рублей. А если такие компании разорятся, кто в Таганроге льготников будет перевозить?
Депутат Анищенко, кстати, рассказал о том, как дело с пассажирскими перевозкам организовано в Казани. Там – небольшое число автобусных компаний с участием муниципалитета. Никаких маршруток. Никаких пробок. Доходы от перевозок – под контролем, облагаются налогами и дают значительные поступления в бюджет. И Анищенко, опираясь на этот пример, предложил создавать в Таганроге муниципальные автопредприятия. Хорошо забытое старое предложение, которое звучало в том числе и со страниц «НВ». Только мне почему-то кажется, эти слова так и останутся словами. Коммерческое транспортное лобби в Таганроге все еще непобедимо.