Дата публикации:
16 апр 2015 г.
В последнее время потребительский спрос неуклонно падает. Поэтому производители стараются максимально сократить издержки, а крупные торговые сети – удивить покупателей все более заманчивыми ценовыми предложениями. Не страдает ли из-за этого качество товаров?
926
На что жалуемся?
Действительно, по время проверок продуктов питания специалисты Роспотребнадзора выявляют последствия такой «экономии». Например, обнаруживают использование более дешевого сырья или увеличение общего веса товара с помощью воды или рассола. Нередко в молочной продукции вместо животных жиров используют более дешевые растительные, при продаже замороженной рыбы превышают в несколько раз процент ледяной глазури...
Однако процент подобных нарушений принципиально не изменился за последние годы. Куда чаще во время проверок выявляются микробиологические загрязнения – испорченные образцы чаще всего обнаруживают среди молочной и мясной продукции, а также в полуфабрикатах и готовых кулинарных блюдах «на развес».
– Зачастую это свидетельствует о нарушении условий и сроков хранения, – поясняет заведующий отделением гигиены питания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» Александр Гуливец.
В этом плане особое беспокойство у специалистов вызывает продукция из рыбы: проконтролировать качество рыбного сырья сложнее, чем мясного, а портится – быстрее. Опасаются и ботулизма: если в других регионах это опасное заболевание можно подхватить в консервах, то на Дону оно чаще скрывается в вяленой рыбе.
Кто крайний?
– Полную ответственность за товар несет текущий владелец, – поясняет и.о. начальника отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора РО Маргарита Родионова. – До факта передачи в магазин – производитель, за предлагаемое на прилавках – продавец. Реализаторы имеют полное право отказаться от приема вызывающей сомнение продукции и проверить качество партии: как правило, собственная система контроля качества магазинов окупается, ведь если проверка выявит некачественный товар на прилавке – оштрафован будет именно магазин, а уже после может выяснять свои отношения с недобросовестным поставщиком.
За качество товаров на рынке отвечает руководство этой площадки, на ярмарках выходного дня – районная администрация. А вот если вы что-то купили у «несанкционированной бабушки» на улице, найти виновного в пищевом отравлении будет крайне сложно.
Впрочем, виноватым может оказаться и сам покупатель, если после покупки особенно капризных к условиям хранения товаров – мяса и рыбы, молочной продукции и готовой кулинарии – полдня по ростовской жаре продержит их в багажнике машины.
Кто нас защитит?
Основной проверкой качества продуктов питания на донских прилавках занимается Роспотребнадзор РО. Нарушителям грозят штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности хозсубъекта. С вступлением в силу новых положений Таможенного союза у надзорных органов появилась возможность выдавать предписания о приостановке действий декларации соответствия продукции и отзыве партии с рынка.
– Проверки проводятся не только в плановом порядке, – поясняет Маргарита Родионова. – Если врач, опрашивая больного, заподозрит отравление, он сигнализирует в управление Роспотребнадзора – это повод для экстренного расследования. Если же вы купили, например, консервы с одними плавниками вместо рыбы, то обращайтесь к нам напрямую. Укажите точное место и время покупки, а также ваши контактные данные. Прилагать «образец» не нужно – эксперты возьмут пробу в указанном вами месте с соблюдением всех требований закона и выявят виновного: при признаках нарушения условий хранения – магазин, при сбое технологии – производителя.
На качество товаров можно пожаловаться и в департамент потребительского рынка РО: за прошлый год сюда поступило около двух тысяч обращений. Товары, на которые чаще всего жалуются, проверяются независимыми экспертизами и сравнительными исследованиями – такой срез донского рынка с выявлением наиболее частых нарушений также призван помочь потребителям сделать правильный выбор.
ГОСТ или ТУ
Многие наши читатели в последнее время жалуются на изменение вкуса привычных продуктов. Чаще всего нарекания вызывали колбасы и сосиски. Производитель «снижает издержки»?
– Скорее всего, в таких случаях речь идет не о нарушениях рецептуры, а об изменении самого рецепта, – пояснила и.о. начальника отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора РО Маргарита Родионова. – Производитель не имеет права изменять рецепт лишь при производстве продуктов питания по ГОСТу. Однако если он работает по собственно разработанному рецепту, описанному в техническом условии (ТУ), то ему никто не мешает изменить эти условия и работать уже по ним.
В этом случае производитель не обязан изменять упаковку и уже знакомый покупателям бренд товара, должен лишь указать на этикетки новые ТУ. Такие изменения постигли немало продуктов питания за минувший кризисный год – вы можете их выявить по маркировке: после цифр должно стоять «– 2014».
Разумеется, не обязательно это будет означать ухудшение в выборе сырья: ряд производителей, напротив, в нынешних условиях стараются не экономить на составе, а стараются привлекать покупателей необычным подбором специй или же в условиях импортозамещения использовать местные аналоги привычного сырья.
Если же вы все-таки считаете, что поставщик «нахимичил» с рецептом, то имеете полное право обратить на это внимание надзорных органов. Обращение в Роспотребнадзор РО можно написать в разделе «Прием обращений граждан» на сайте http://www.rpndon.ru или по адресу 344019, г. РостовнаДону, ул. 18я Линия, 17 (тел. (863) 2510592). Также вы можете обратиться с жалобой по телефону горячей линии департамента потребительского рынка РО (863) 3010103 или оставить сообщение на сайте, посвященном защите прав потребителей Ростовской области http://zppdon.ru/.