Как избавиться от дополнительных услуг, навязываемых при покупке ОСАГО?

Год назад в публикации «Выкручивают руки» (№ 72 от 24.03.2015 г.) мы рассказывали о всплеске конфликтных ситуаций, возникших у автовладельцев при попытке приобрести полис ОСАГО. Водителей заставляли дополнительно страховать жизнь или имущество. К сожалению этой весной ситуация повторилась – как сговорившись, многие страховые компании снова начали массово нарушать права своих клиентов. 

Впрочем, почему как? В декабре прошлого года Верховный суд РФ признал правомерным решение Ростовского УФАС о наличии сговора между 14 страховыми компаниями при реализации полисов ОСАГО. В итоге фирмы были вынуждены выплатить многомиллионные штрафы за деятельность своих менеджеров. Но вал звонков от наших читателей доказывает – такого «внушения» страховщикам хватило лишь на пару месяцев. 

Между тем навязывание дополнительных услуг является нарушением  п. 2 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей». Пожаловаться на нарушение можно в территориальный орган Роспотребнадзора или в прокуратуру. К сожалению, с января этого года антимонопольная служба, еще в прошлом году особенно эффективно боровшаяся с незаконными действиями страховщиков, с января 2016 года лишена права рассматривать обращения физлиц – с жалобой в УФАС РО теперь могут обращаться лишь организации и ИП. Сейчас же наиболее оперативно рассматривают такие жалобы в службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ (телефон регионального управления в ЮФО (863) 244-14-68). Можно обратиться напрямую в Центральный банк РФ (телефон горячей линии 8-800-250-40-72  или  заполнить бланк жалобы на сайте http://www.cbr.ru/reception). Также вы можете обратиться за помощью в Российский союз автостраховщиков (РСА) по телефону горячей линии 8-800-200-22-75.

В тексте вашего обращения должна быть следующая информация:

– ваши полное ФИО и адрес;

– полное название страховой компании и адрес офиса продаж;

– подробное описание обстоятельства произошедшего: дата и время, фамилия сотрудника, номер страхового полиса или договора, который вам выдали с нарушениями;

– меры, которые вы просите принять: возвратить средства за навязанный договор или  обязать заключить договор, применение штрафных санкций к нарушителям по ст. 15.34.1 КоАП РФ.

Важно: к жалобе должны быть приложены доказательства ваших слов – при их отсутствии надзорные органы мало что могут сделать. Доказательством может быть аудио- или видеозапись,  в которой можно определить, где, кем именно и когда было совершено нарушение.  Или же – показания свидетелей (также с указанием их полного ФИО и контактных телефонов). Оформленную по всем требованиям жалобу должны рассмотреть в течение 10 календарных дней.

Часто жалуются на отказ страховщиков от заключения договора ОСАГО без предоставления дополнительных документов или же прохождения ТО в  указанной фирме. Это уже нарушение ст. 1 ФЗ «Об ОСАГО» – такой договор является публичным, значит, отказ от его заключения по прихоти страховщика недопустим. В таком случае требуйте выдать вам  письменный отказ от заключения договора – этот документ прикладываем к жалобе в надзорные органы. А можно сразу обратиться в суд: кроме штрафа, фирма будет обязана выплатить вам компенсацию убытков от такого отказа (например, штрафы ГИБДД за просроченный ОСАГО). 

…Что делать, если страховщики создают длительную очередь на приобретение ОСАГО? Письменно обращайтесь в компанию с заявлением на заключение договора обязательного автострахования. Отправлять это письмо можно по почте с уведомлением или вручить в офисе страховой компании под роспись. Форма письменного обращения в страховую компанию установлена положением ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014 «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В этом же положении перечислен весь список документов, которые имеют право требовать страховщики при заключении договора ОСАГО.  Плюс такого варианта – страховщики вряд ли рискнут уклониться от заключения договора, минус – они явно будут выжидать весь отведенный им по закону срок в 30 дней на рассмотрение вашего обращения. 

Есть и еще один вариант – большинство страховых компаний, устав расплачиваться многомиллионными штрафами за «самодеятельность» своих менеджеров, согласились установить «период охлаждения»: в первые 3–5 дней клиент имеет право отказаться от договоров дополнительных услуг. Необходимо заранее созвониться с центральным офисом фирмы и уточнить сроки и перечень услуг. В этом случае вы можете смело поддаться на «уговоры» менеджера страховой компании, а потом в установленный срок написать заявление с отказом от навязанной вам услуги и отправить его заказным письмом с уведомлением на имя регионального руководителя компании. 


В любом случае, к сожалению, отстаивание своих прав у автовладельцев занимает немало времени. Этим и пользуются страховщики: водитель, у которого заканчивается срок действия ОСАГО через пару дней, согласится на любые требования. Поэтому о получении нового полиса ОСАГО стоит задуматься минимум за месяц – в этом случае уловки страховщиков будут вам не страшны.